Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский государственный гуманитарный университет
Математический факультет
Кафедра математического анализа и методики преподавания математики
Выпускная квалификационная работа
Формирование мотивации учебной деятельности при изучении математических предложений
Выполнил:
студент V курса математического факультета
Потемкина Наталья Владимировна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и МПМ И.В. Ситникова
Рецензент:
Доцент кафедры математического анализа и МПМ М.В. Крутихина
Допущена к защите в государственной аттестационной комиссии
«___» __________2005 г. Зав. кафедрой М.В. Крутихина
«___»___________2005 г. Декан факультета В.И. Варанкина
Киров
2005
Содержание
Введение................................................................................................. 3
1. Анализ литературы........................................................................... 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы............... 5
1.2 ..... Анализ учебно-методической литературы........................ 8
2. Этап мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.......................................................................................................... 10
2.1 Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения.................................................................... 10
2.2 Пути формирования мотивации учения.......................... 12
3. Реализация этапа мотивации учебной деятельности..................... 22
3.1 Мотивация изучения математических понятий................. 22
3.2 Мотивация изучения теорем............................................... 27
3.3.... Мотивация изучения алгоритмов....................................... 32
Заключение........................................................................................... 40
Библиографический список................................................................. 41
Введение
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителя и учащихся.
Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:
· Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
· Недостаточное использование мотивации в школе при изучении математических предложений.
Объект исследования: методика изучения математических предложений.
Предмет исследования: этап мотивации введения математических предложений.
Гипотеза: мотивационный этап при введении математических предложений способствует формированию у учащихся положительных мотивов учения и познавательных интересов учебной деятельности.
Цель: рассмотреть особенности организации этапа мотивации учения при введении математических предложений.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
2. рассмотреть психологические характеристики мотивационной сферы учения;
3. рассмотреть различные пути формирования мотивации учения;
4. проследить реализацию этапа мотивации учебной деятельности при изучении математических понятий, теорем и алгоритмов;
5. проведение опытной работы по формированию мотивации учения при введении математических предложений.
1. Анализ литературы
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы.
Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным.
Рассмотрим отношение к мотивации учения в психолого-педагогической литературе.
Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. ............