ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
по педагогике
студентки 3 курса заочного обучения
специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»
ШНЕПЕЛЕВОЙ Натальи Петровны
Научный руководитель: кандидат
педагогических наук,
доцент О.Г. Дудникова
Смоленск
2009
Содержание
Введение
Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика деятельности
детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика и своеобразие мотивационно–познавательного
развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2 Диагностика познавательной активности старших дошкольников
2.1 Методы диагностики мотивационно–познавательного развития
старших дошкольников
2.2 Анализ познавательного развития детей старшего дошкольного возраста на примере СОАО «Бахус» д/с «Подснежник» (г. Смоленск)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Мотивационная сфера личности – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от биологических до высших социальных (4, с.121). Система мотивации человека носит подвижный, изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мотивационной сферы человека. Ее становление происходит в течении всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет, зависит от воспитательного воздействия родителей, педагогов и от окружающей среды. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ (3, с. 118).
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. ............