Часть полного текста документа:Формирование мировоззрения декабристов Много первостепенных по значению политических событий прошло через сознание декабристов. В детстве они слышали разговоры о воцарении нового императора - Александра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца - императора Павла I - задушили во время дворцового переворота, называли имена участников заговора. Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения. Одни из них учились в Московском университете, другие - в Московской школе колонновожатых (будущей Академии генерального штаба), третьи - в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, "духом времени". Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах. Крестьян в университет не допускали, но на университетских скамьях студенты-дворяне встречались со студентами-разночинцами. Мещанские, купеческие и поповские сыновья слушали лекции в одной аудитории с молодыми дворянами. Однако студенты-дворяне отличались от студентов-разночинцев даже формой - мундиром и шпагой. Студенты-дворяне подъезжали к университету в экипажах, в сопровождении гувернёров - французов или англичан, а рядом по улице шли пешком к университету плохо одетые студенты-разночинцы. Дворянство жило широкой и весёлой жизнью. В Москве в день бывало по нескольку десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились мещане и трудовая беднота. В учебнике же естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: "Законы должны быть для всех граждан одинаковы". Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской действительности переходила к книге, а от книги - опять к русской действительности. Потихоньку, из рук в руки, студенты передавали запрещённую книгу великого русского писателя XVIII века А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". За эту книгу императрица Екатерина II бросила Радищева в тюрьму. Человек "родится в мир равен во всём другому", говорилось в этой книге. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью, окружавшей юношей. "Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние", могли прочитать они в другом произведении Радищева. В дневнике будущего декабриста, студента Московского университета, Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. "В Сенате много дураков", - записывает он однажды. Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещённых русских книг. С Запада более свободно проникали - ещё в библиотеки дедов и отцов произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодёжи книги французских корифеев вольнолюбия - Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. ............ |