Часть полного текста документа:Формирование мировоззрения Декабристов Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., или в первые годы XIX в. Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекло через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Много первостепенных по значению политических событий прошло через их сознание. В детстве они слышали разговоры о воцарении нового императора - Александра I; до них доходили смутные разговоры о том, что его отца - императора Павла I - задушили во время дворцового переворота, называли имена участников заговора. Детьми или подростками они узнали о первых войнах России с Наполеоном: на эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Декабристы выросли в России, и мировоззрение их складывалось на основе размышлений над судьбой Родины. Именно Россия была в центре этого слагавшегося юношеского мировоззрения. Они росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека. Одни из них учились в Московском университете, другие - в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи - в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, "духом времени". Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах. Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились мещане и трудовая беднота. В учебнике естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: "Законы должны быть для всех граждан одинаковы". Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги - опять к русской действительности. Потихоньку; из рук в руки, студенты передавали запрещенную книгу великого русского писателя XVIII в, А. П. Радищева "Путешествие из Петербурга и Москву". За эту книгу императрица Екатерина II бросила Радищева в тюрьму. Человек "родится в мир равен во всем другому", говорилось в этой книге. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью, окружавшей юношей. В дневнике Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. "В Сенате много дураков",- записывает он однажды. Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали - еще в библиотеки дедов и отцов - произведения философов-просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия - Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье... Будущие декабристы - Владимир Раевский и Г.С. ............ |