Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы общего недоразвития речи
1.1 Исследование особенностей онтогенетического и дизонтогенетического развития речи
1.2 Исследование особенностей лексико-семантического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по 1 главе
Глава 2 Современные взгляды об общем недоразвитии речи
2.1 Состояние проблемы развития речи детей
2.2 Характеристика детей с общим недоразвитием речи.
2.3 Причины общего недоразвития речи
Выводы по 2 главе
Глава 3 Экспериментальная логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР
3.1Выявление особенностей лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)
3.2Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень)
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по 3 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопеду необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о системе коррекционной работы в логопедической группе, о взаимодействии в процессе работы всех специалистов ДОУ, а также о роли родителей в этой работе.
Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта, по природе его возникновения, по проявлениям речевых и неречевых нарушений.
При общем недоразвитии речи, как указывают отечественные исследователи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие), нарушенными являются все компоненты и стороны речи. Под лексико-грамматической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности), а также грамматически правильное его использование.
Применительно к детям нормальным речевым развитием и к детям с ОНР принято различать словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что грамматический строй рассматривается исследователями как система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе рассматривает А. ............