На правах рукописи
ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК
(НА МАТЕРИАЛАХ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
08..00.05. – Экономика и управление народным хозяйством
(15. Экономика, организация и управление предприятиями,
отраслями и комплексами: АПК и сельское хозяйство)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Брянск – 2006 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Экономической основой для сельскохозяйственного производства является использование производственных ресурсов, таких как земли, труда и капитала. Поэтому для эффективного производства продукции информационно-консультационное обслуживание АПК имеет важное значение в России. В условиях переходного периода перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стояли задачи, довольно отличные от тех, которые были при плановой экономике. В настоящее время товаропроизводители должны самостоятельно научиться принимать огромное количество сложных решений, что является главной функцией информационно-консультационной службы.
В связи с этим важной и основополагающей сущностью информационно-консультационной деятельности является оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям информационно-консультационных услуг. Организационная сущность информационно-консультационной деятельности заключается в постоянном ее совершенствовании. Экономическая сущность связана, прежде всего, с необходимостью получения непосредственно в производстве определенного эффекта от данной деятельности и обеспечения планомерного улучшения производственных и экономических показателей работы аграрных и агропромышленных формирований.
В информационно-консультационной службе нуждается также вся инфраструктура агропромышленного комплекса. Задачей государственной информационно-консультационной службы является активное участие в реформировании АПК и программах устойчивого развития сельских территорий.
Вопросами организации сельскохозяйственного консультирования занимались в разное время А.Т.Болотов, Н.Д.Кондратьев, Л.В.Чаянов, А.Н. Челинцев, А.В.Фортунатов и П.А.Андреев, Н.П.Андреева, В.М.Баутин, В.В.Козлов, Ю.И.Зятьков, В.М.Кошелев, В.В.Лазовский, И.С.Санду, В.В.Маковецкий, Ю.Б.Королев, И.М.Михайленко, В.А.Самородский, В.И.Назаренко, Б.А.Рунов, В.В.Текучев, Г.И.Юрьева и др. В их исследованиях подчеркнута особая роль информационно-консультационной службы как одного из самых действенных механизмов государственного воздействия на агропромышленный комплекс и поддержки сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этим исследованиям значительно ускорились процессы по формированию инфраструктуры информационно-консультационной службы в АПК. Однако большинство из них выполнено в условиях переходной к рынку экономики, посвящено региональным аспектам деятельности службы, разработке ее отдельных фрагментов и не охватывает проблемы целостного формирования и развития единой сети информационно-консультационной службы на всех уровнях управления АПК в принципиально новой социально- экономической ситуации. В то же время завершение создания в регионах информационно-консультационной службы для сельхозтоваропроизводителей во многом сдерживается из-за отсутствия организационно-экономических разработок по формированию системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса в условиях развивающегося рынка. ............