СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА I. Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с произведениями художественной культуры.
1.1 Половая дифференциация младших школьников.
1.2 Детская среда – сфера социализации ребенка.
1.3 Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой.
ГЛАВА II. Произведения народной художественной культуры как средство влияния на представления детей об отношениях в социуме (программа тренинга)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных социальных функций общества всегда являлось воспитание. Решая проблемы современного воспитания, необходимо учитывать социально-культурные условия, в которых развивается ребенок. Появляясь на свет, он попадает в существовавшее до него окружение, в своеобразную национальную культуру. [24]
Исследования этнографов, психологов, культурологов, педагогов показали, что в социально-ролевом поведении немалое место занимает та этническая традиция, которая присуща тому или иному народу.
Поскольку проблема социализации младших школьников и формирования этнокультурной идентичности детей недостаточно представлена в литературе, тема «Народно-художественная культура как средство социализации детей младшего школьного возраста» актуальна для педагогической практики.
Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. Оно имеет жизненно важное значение. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка. Значение категории пола для понимания психологических особенностей индивида и специфики его жизненного пути доказано многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями.
Изучением данных проблем занимались Эльконин Д.Б., Левкович В.П., Андрущик И.Б., Стоунквист, Лебедева Н.М., Виноградов Г.С., Соловьев В.Я., Салмин А.К., Левада Ю.А., Дайн Г.Л., Левина И.М., Еремеева В.Д., Хризман Т.П., Кон И.С., Репина Т.А., Тарнавский Ю. и др.
Образцы социально- и полоролевого поведения находят выражение в произведениях народной художественной культуры. Поэтому целью данной работы является:
Выявление механизмов взаимодействия между процессами знакомства с произведениями народной художественной культуры и социальным самоопределением детей младшего школьного возраста.
Объект исследования.
Процесс формирования представлений детей об отношениях в социуме.
Предметом исследования являются процессы формирования представлений детей об отношениях в социуме в ходе знакомства с произведениями народной художественной культуры.
Гипотеза исследования.
В формировании социально-ролевого поведения значительное место занимает этническая традиция, присущая той или иной этнической группе. Произведения народной художественной культуры оказывают целенаправленное воздействие на характер представлений детей об отношениях в социуме.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, этнографической и фольклорной литературы по проблеме.
2. Выявление влияния произведений народной художественной культуры на характер представлений детей о полоролевом поведении.
3. Составление программы тренинга по использованию средств народно-художественного творчества в процессе социальноролевого воспитания.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач исследования был осуществлен теоретический анализ специальной литературы.
Теоретическую основу данной работы составили работы психологов:Д.Б. ............