Формирование экологической культуры старшеклассников
В современных условиях антропогенное влияние на окружающую среду достигло глобальных масштабов, стало теряться равновесие между природными системами и потребностями людей, наблюдаются необратимые явления, радикально изменяющие облик Земли и ставящие под угрозу саму жизнь на ней. Каковы же пути преодоления тотального самоуничтожения рода Homo sapiens и большей части биосферы?
Экологи считают, что проблему можно решить только в случае минимизации загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека. Преодоление кризиса зависит от уровня экологической культуры личности и общества. Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы (И.Д.Зверев, С.Н.Глазычев, И.Т.Суравегина и др.) мы рассматриваем экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов, как:
- понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;
- целостность знаний об окружающей среде;
- способность мыслить в границах экологической безопасности;
- следование законам, охраняющим природную среду;
- способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;
- готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды.
Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура — неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры.
В связи с этим возрастает роль образования. Оно становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. У.М.Стэпп считает, что "человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее... Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь, действия, которые предпримет человек, определяются его образованием" [1, с. 32].
А.Д.Урсул вводит понятие "опережающее ноосферное образование". Его суть состоит в отказе от "полученного в наследие от прошлого консервативного механизма передачи все быстрее устаревавших знаний и опыта, неспособного удовлетворить растущие социальные потребности, эффективно содействовать решению глобальных проблем человечества, ни в коей мере не способствующего ослаблению планетарного антропоэкологического кризиса" [2, с. ............