Часть полного текста документа:Формирование древнеегипетского права: у истоков древнейшей правовой традиции Трикоз Елена Николаевна Время появления одного из древнейших государств относится большинством египтологов к XXXIV-XXXI вв. до н. э.[1] Правовые принципы и отдельные нормативные предписания древних египтян отражались в различных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, храмовых хрониках, жреческих трактатах, типологизированных поучениях образу жизни и профессиональным занятиям (например, "Поучение Ипуcера", "Поучение Мерикара", "Поучение Птахотепа"), а также в "Книге мертвых",[2] "Текстах пирамид"[3] и других надписях на стенах храмов, на фресках, обелисках и папирусах. К древнейшим источникам египетского права относятся обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. Согласно легенде начало древнейшему законодательству Египта положил бог Тот, якобы передавший египетским жрецам 42 священные книги, первые тринадцать из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам. В "Мемфисском трактате", составленном жрецами бога Птаха в период Древнего царства, описываются деяния богов-творцов, не только создавших номы и храмы, учредивших ритуалы и жертвоприношения, но также провозгласивших всеобщую гармонию, особый общественный порядок и истину в форме важнейшего для египтян принципа справедливости, называемого маат и воплощенного в одноименном образе богини Маат. В "Поучении Мерикара" говорится о древних канонах египтян, обычаях-императивах поведения: "Уподобляйся своим отцам и своим предкам... смотри, их речи сохранны в (древних) письменах. Разворачивай (папирусные свитки), чтобы ты мог их читать и поступать сообразно знанию... Твори маат, и ты будешь долго пребывать на земле".[4] В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия, справедливого суда. К весам приравнивали самого фараона: "Ты весы... Твой язык - стрелка весов, твое сердце - гири, твои уста - коромысло". Символом, олицетворявшим саму справедливость, выступало соответствующее верховное божество: сначала бог Осирис, "владыка справедливости и двух истин" (для земного и для загробного миров), а впоследствии - богиня справедливости и порядка Маат, которая символически изображалась в виде "пера истины". В загробном суде Осириса, происходившем во "Дворце двух истин", этот символ Маат помещался на одну чашу весов правосудия, а душа (или сердце) умершего - на другую. Иероглифический знак, представляющий собой рисунок птицы, помещенной между двумя полукругами, обозначал понятие "законный", которое, по словам английского исследователя Т. Юнга, "довольно естественно происходит от божества в его способности судить".[5] Магические предсказания и ритуалы, игравшие роль свода мифологически закрепленных законов и детально регламентировавшие жизнь каждого египтянина, по традиции осуществлялись жрецами. Жречество выступало в Древнем Египте своеобразным гарантом высокой управляемости населением и некоторой унифицированности правопорядка. Начиная с эпохи Древнего царства роль верховного жреца - "вещателя маат" выполнял джати, совмещавший административные обязанности с жреческими и собственно судейскими функциями. ............ |