Содержание
Ф. Теннис о предмете и структуре социологии
Чистая (теоретическая) социология Тенниса
Прикладная социология Тенниса
Эмпирическая социология, или социография Тенниса. Особенности ее метода и предмета
Теоретическое значение работы тенниса «Общность и общество»
Понятия «общность» как форма социальных связей, «общество»; дихотомия «общности» и «общества» как двух типов социальности; обычай как регулятор социальных связей в «общности»
Политические взгляды Тенниса. Социально-критическая, антикапиталистическая направленность концепции Тенниса. Влияние идей Маркса на творчество Тенниса
Социологическая концепция тенниса и политика социальных реформ
Работы Зиммеля: «О социальной дифференциации», «Философия денег»
Философские и методологические предпосылки социологической концепции Г. Зиммеля
Г. Зиммель о природе социального факта. Понятие «чистый факт социации»
Типология форм социации господства и подчинения, иерархии, корпорации, конкуренции, брака и др.
Список литературы
Ф. Теннис о предмете и структуре социологии эмпирический социология теннис
Ф. Теннис развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное внимание он уделяет социальной группе как целому (гельштат), чья сила определяется взаимосвязью частей (отдельных членов). Чем сильнее гельштат, тем больше положение и поведение его членов зависит от внутригрупповых отношений. Так, в примитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группой ведет к смерти. Теннис особо подчеркивает, что кардинальным пунктом его теории является субъективное обоснование взаимодействий в обществе: человеческий дух как воля и разум формирует исторические процессы. Образующиеся в ходе межличностных взаимодействий «социальные сущности», которые непосредственно переживаются, носят социально-психологический характер.
По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей.
Концепция социологии Тенниса опирается на различно ориентированные методологии при решении конкретных задач, а предложенная им модель предопределила не потерявшие своей актуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии.
Теннис подразделяет социологию на общую и специальную.
Общая социология, по мысли Тенниса, должна рассматривать все формы существования людей (включающие и взаимоотрицания), включая биоантропологические, демографические и др. аспекты, в том числе и общие с формами социальной жизни животных. Однако подробно он ее не рассматривает.
Специальная социология имеет только ей присущий предмет – социальное, которое образуется за счет взаимодействия людей. Специальная социология подразделяется на «чистую» (теоретическую), «прикладную» и «эмпирическую» (социографию).
Чистая (теоретическая) социология Тенниса
Как целое, общество и общность представляют собой формы, которые не зависят от конкретных субъектов, составляющих преходящую материю (содержание) формы. ............