Содержание
Введение
1. Звук и смысл: теория вопроса
2. Исследование звукового состава стихотворений Лермонтова и их восприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Верь в звук слов:
Смысл тайн в них.
В.Я. Брюсов
Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики; зрительного, цветового и поэтому эмоционального восприятия ее.
В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель. Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, но в то же время грустно - печальной, как музыкальная поэма или медленный вальс.
Именно поэтому, мы и позволили себе попытаться осмыслить с точки зрения фоносемантики именно творчество Лермонтова . Нами были поставлены следующие задачи:
* познакомиться с некоторыми теориями, связанными с фоносемантикой;
* опираясь на теоретические знания провести наблюдение над фоносемантическим строем некоторых стихотворений Лермонтова;
* провести исследование восприятия этих стихотворений Лермонтова ("цветовой тест") и дать интерпретацию результатов.
1. Звук и смысл: теория вопроса
Еще в древности возник вопрос о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются "по соглашению", полностью произвольно, по принципу "как хотим, так и назовем". Другие полагали, что имя каким - то образом выражает сущность предмета, т.е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу "каждому - по его свойствам". Древнегреческий философ Платон считает, что мы ( носители языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. Так вот, "быстрые" предметы получают имена, включающие "быстрые" звуки; "тонким" предметам подойдут имена с "тонким" звучанием; в состав имен для "громадных" предметов должны входить "громадные" звуки.
Ломоносов М.В. был уверен, что звуки речи обладают некоторой содержательностью, и даже рекомендовал использовать некоторые свойства звуков для придания художественному произведению большей выразительности. Он писал в "Кратком руководстве к красноречию": " В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины... учащение письмени Е, И, Ю - к изображению нежности, ласкательства... или малых вещей".
С течением времени догадки и гипотезы сменялись экспериментами. Практическое соотнесение звуков и эмоционального их восприятия было сделано поэтами - практиками. ............