Часть полного текста документа:Флот накануне и в период Великой Отечественной войны В.Н. Краснов кандидат военно-морских наук, капитан 1 ранга, Е.А. Шитиков кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал Развитие военного кораблестроения, непрерывное качественное обновление корабельного состава флота накануне войны были немыслимы без должного научного обеспечения. Поэтому в перспективные и годовые планы академических и отраслевых институтов, а также ряда высших учебных заведений регулярно включались научно-технические работы, направленные на улучшение боевых и эксплуатационных качеств кораблей, совершенствование морского оружия и технических средств. Академии наук СССР в интересах военного кораблестроения заказывались различные исследования. К ним относились: создание аккумулятора электрической или тепловой энергии, вмещающего в малом объеме большое количество энергии для движения подводной лодки под водой; маскировка подводной лодки от воздушного противника при ее ходе под водой в различных водах, при различном состоянии моря и на разных глубинах; изыскание специального вентильного и таллиевого фотоэлемента и специальных источников излучения для приборов лучевой связи; изыскание способов и средств измерения расстояния до передатчика из точки приема (местоопределение по одному пеленгу); создание легких аккумуляторных батарей для электроторпед с мотором в 300 кВт; теория и методы расчета колебаний стволов артиллерийских орудий во время выстрела; допустимые пределы искривления стволов артиллерийских орудий; создание утяжеления для дымовой завесы, получаемой путем испарения морского мазута, и др. Несовершенство гидроакустической аппаратуры и отсутствие в то же время телевизионной техники вынуждали искать пути повышения эффективности обычных световых средств под водой. Одним из институтов Академии наук велись изыскания технической возможности подводного видения для подводной лодки на расстоянии 5 кб. и выше. С этой же темой была связана работа ленинградского Государственного оптического института (ГОИ), который разрабатывал опытный образец подводной фары, способной обеспечить командира лодки возможностью видеть под водой на расстоянии 20-30 м в условиях Черного моря. Основной отраслевой институт, работавший в сфере военного кораблестроения, - Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИВК) - в 1938-1939 гг. был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности, который стал головным институтом судостроения и имел сокращенное название ЦНИИ-45. Институту задавались различные темы исследований и опытно-конструкторских работ в интересах флота. В его компетенцию входили разработка предэскизных проектов и тактико-технических обоснований на проектирование новых кораблей, а также научно-исследовательские работы по совершенствованию корабельной техники и вооружения. Так, были выполнены предэскизные проекты "авианосцев минимального и оптимального водоизмещения", "охотников за подводными лодками под двигатель 2000 л.с.", "подводного минного заградителя", а также "озерно-речных подлодок водоизмещением 25-40 т". ............ |