Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Амурский государственный университет
(ГОУВПО "АмГУ")
Биробиджанский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Физиологические основы внимания. Внимание и направленность личности.
По дисциплине "Психология и педагогика"
Исполнитель
студент группы 931 "Б"
ГиМУ, 2-ой курс _____________
Руководитель ______________ ____________
Биробиджан 2010
"Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира" (К.Д. Ушинский)
Касаясь этой темы, давайте вспомним как, например, собака, даже глодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум6 она мгновенно оставляет свое приятное занятие. Она поднимает мордочку, настораживается, прислушивается и, если не происходит ничего опасного, продолжает свое занятие. Но, вдруг, раздастся звонок или стук в дверь, она, оставив любимую кость, бросится на шум, бурно реагируя своим лаем.
Внимание - это некий физиологический, многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает.
Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим или даже всматриваемся, т. е когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.
Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: она выражает связь психической деятельности с определенным объектом на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Это избирательная направленность на тот или иной объект.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности - практической либо теоретической. Наличие у человека высших форм внимания означает, что он, как личность, выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность её преобразовывать, выделяя в ней то один, то другой момент. Внимание в этих высших формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания.
Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности, с её устремлениями и желаниями, с общей её направленностью, а также с целями, которые она себе ставит. В интересах внимания сочетаются эмоциональные и интеллектуальные моменты, Именно единство интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам эмоционально привлекательно, может вызвать желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно…
Виды внимания.
Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания.
По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств - например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). ............