1. Проблемы финансового планирования Большое внимание в международной практике, а в последнее десятилетие и в отечественной, уделяется финансовому менеджменту. Широко известны в этой области работы зарубежных авторов Ван Хорна, Холта Р., Брили Р., Делла К., Рерхда К. В последнее время эта тема рассматривается в трудах российских ученых Балабанова И.Т., Поляка Г.Б., Стояновой Е.С., Родионовой В.М., Шеремета А.Г. и др.
Содержание финансового менеджмента или управления финансами заключается в управлении денежным оборотом, формировании и использовании финансовых ресурсов предприятий. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.
Как система управления финансовый менеджмент выполняет ряд функций: планирование, прогнозирование, организация, регулирование координирование, стимулирование, контроль. К сожалению, объем диссертации не позволяет рассмотреть все функции, поэтому подробнее остановимся на первой. Определяя роль планирования, американские профессора Р. Хизрич и М. Питерс пишут: "Планирование - это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может очень дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы, - поставщики, потребители, конкуренты, банки - имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, планировать и свою деятельность. Особое значение имеет финансовое планирование.
Целью планирования в традиционном понимании является рост производства товаров и услуг, а в нынешних условиях еще и максимизация массы прибыли (а точнее цена фирмы). Оно в конечном итоге направлено на улучшение организации работы внутри предприятия с помощью установления плановых показателей, рационального распределения ресурсов, определения плановых мероприятий, а затем установления ответственности за их выполнения, оценки и контроля результатов. На данный момент начальные условия планирования изменились: в условиях российского рынка постоянно меняется внешнее окружение, где возникают ситуации, независящие от среды предприятия. Сюда, в частности, следует отнести экономическую ситуацию в стране, изменения налоговой системе, наличие конкурентов.
Особо отметим влияние на финансовое планирование законодательства в области экономики. Например, к началу 2008 г,, приступая к разработке прогнозов и планов, предприятия не знали, какими нормативами амортизационных отчислений будучи пользоваться, будут ли изменены ставки НДС, введен налог с продаж, каков будет механизм исчисления налогов, базой которых является объем реализации, и другие показатели, которые влияют на цену выпускаемой продукции (изменение ставок НДС и налог с продаж могут изменить платежеспособный спрос). Соответственно, не известны и показатели дефляторов на отдельные элементы затрат (материалы, электроэнергия и пр.), что затрудняет определить себестоимость. Таким образом, такие важные показатели как ожидаемая прибыль, рентабельность и ряд других являются только прогнозными и могут существенно изменяться в результате того или иного решения. Поэтому единого стандарта организации финансового планирования нет и, очевидно, не может быть. ............