Часть полного текста документа: Философский смысл и проблемы субстанции. Монизм и дуализм в её понимании. План: 1. Бытие. Смысл проблемы бытия. Первый и второй аспекты проблемы бытия. Исследование бытия - предпосылка осмысления единства мира. 2. Идея единства мира. Категория субстанции. Две основные философские позиции в решении вопроса о единстве мира: монизм и дуализм. Идеалистический и материалистический монизм. Дуалистическая трактовка мира. 3. Создатель дуалистического учения - Р. Декарт. Смысл философии Декарта - независимость и самостоятельность двух субстанций: духа и материи. 4. Монистическая философия Бенедикта Спинозы: дух и материя лишь различные определения, модусы субстанции - чистой действительности. Субстанция есть единственная действительность. 5. Диалектический монизм - высший этап развития материалистического монизма. Действительное единство мира в его материальности. Субстанция - не нечто третье, объемлющее и дух и материю, а та же материя, в которой сознание рассматривается как её атрибут. 6. Диалектико-материалистическая концепция материального единства мира в XX в. Научные дискуссии о субстанции. Теоретическое и экспериментальное подтверждение единства субстанции во всех её формально противоречивых свойствах. Краткое содержание реферата "Философский смысл и проблемы субстанции. Монизм и дуализм в её понимании". "Бытие" - одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь", наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе иобществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое становится предметом сомнения и раздумий. Первый аспект проблемы бытия - это и есть цепочка мыслей о бытии, ответы на некоторые вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира, природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире - предпосылка единства мира. А исследование бытия - только предпосылка осмысления единства мира. Имеется ли нечто объединяющее главные сферы бытия, некая общая основа, объединяющая многообразие явлений, событий, процессов, включённых в эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира? Для обозначения общей основы всего существующего была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Условно можно выделить две основные философские позиции в решении вопроса о единстве мира. С точки зрения первой из них универсальная общность всех мировых явлений видится в их материальности (линия Демокрита), с точки зрения второй такое единство усматривается в общей идеальной основе мира (линия Платона). ............ |