Общая характеристика работы
Актуальность исследования проблемы Логоса в творчестве С.Н. Трубецкого (1862 - 1905) определяется тем, что разработанная им философская концепция оказала существенное влияние на процесс осмысления кризиса современной цивилизации: противопоставления философии и религии, упадка духовности. Рассматривая эти процессы, С.Н. Трубецкой отрицал нигилистическое отношение к греческому языческому прошлому и утверждал необходимость синтеза философского познания и религиозной веры во имя духовной целостности человека.
Изучение Логоса в античной философии - "первенствующей для метафизики" "идеи Абсолюта", по определению С.Н. Трубецкого, - способствует пониманию важнейших категорий отечественной философии. Необходимо также отметить, что С.Н. Трубецкой обозначает актуальную для современного общества проблему понимания культурных (в том числе иноязычных) ценностей во имя осознания необходимости и возможности толерантного существования народов.
Актуальность исследования определяется еще тем, что идея Логоса неразрывно связана с основными практическими вопросами любой эпохи: вопросом о наличии "положительного" и "разумного смысла", "разумной цели" жизни человека и человечества в целом, а также вопросом о том, случаен ли человеческий разум или он есть "отблеск высшего, вечного света". Актуальна и оптимистическая направленность философии С.Н. Трубецкого, уверенного в бесконечной творческой любви как основы мира и солидарности в отношениях живых существ.
Творчество С.Н. Трубецкого исследовано недостаточно, особенно историко-философская сторона учения о Логосе. При этом необходимо отметить, что обращение С.Н. Трубецкого к проблеме Логоса в отношении разума и веры способствовало самоидентификации русской философии религиозно-философского ренессанса.
Отсюда следует, что анализ проблемы Логоса в трудах С.Н. Трубецкого будет способствовать более глубокому осознанию роли традиции, что особенно актуально в восстановлении как исторической, так и духовной преемственности.
Степень разработанности проблемы. В историко-философской литературе анализ творчества С.Н. Трубецкого впервые был предпринят его современниками Л.М. Лопатиным, С.Н. Булгаковым, позднее - Б.В. Яковенко, А.Ф. Лосевым, Н.О. Лосским, В.В. Зеньковским. Необходимо при этом отметить, что основное внимание авторы уделяют философскому мировоззрению С.Н. Трубецкого - учению о "соборной природе сознания" и системе "конкретного идеализма". А историко-философские труды С.Н. Трубецкого, хотя и признаются "главными" (определение Л.М. Лопатина), "капитальными" (согласно А.Ф. Лосеву), исследованы недостаточно.
В этой связи особую важность представляет точка зрения Л.М. Лопатина о "наиболее своеобразной черте" исторических курсов по древней философии С.Н. Трубецкого: "системы древнегреческой мысли" рассматриваются им как "естественные ступени роста и раскрытия" мировоззрения, которое было уже "заложено в древнегреческой религии". Л.М. Лопатин также подчеркивает присущее С.Н. Трубецкому свойство "гармонически" сочетать во имя "настоящего" знания "опыт, разум и веру".
В настоящее время философская концепция С.Н. Трубецкого рассматривается в связи с изучением истории русской философии в работах И.И. ............