Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет»
Лысьвенский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»
Студентка Группы ЗБЭ-09-2 Шифр 09-12
Зернина Елена Ивановна
Преподаватель: В. Бородулин
г. Лысьва, 2009
1 Предмет философии
Вопрос:
При решении вопроса о «непостижимой эффективности математики в естественных науках», приходится, кроме прочего, определять грань: реальны / идеальны математические структуры? объективны / субъективны физические явления? На проблемы каких двух фундаментальных философских дисциплин — онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии — выводит этот вопрос?
Ответ:
Данный вопрос выводит на проблемы таких философских дисциплин как онтология и гносеология.
Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).
Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.
2 Функции философии
Вопрос:
Философия появляется на фоне мифа, но преодолевает его. Какие две философские функции — критическая, мировоззренческая, аксиологическая, прогностическая — задействованы в данном случае?
Ответ:
Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Преодолевая мифы как форму эмоционально-образного восприятия действительности, ранняя философия («предфилософия») принесла с собой смелое сомнение и доказательство, логические рассуждения, а со временем и точное научное знание.
В данном случае задействованы мировоззренческая и критическая функции философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
3 Специфика философского знания
Вопрос:
В рамках средневековой схоластики, какой принцип — равновесие истин Откровения и истин Разума (Фома Аквинский) или разделение истин Откровения и истин Разума (У. ............