Часть полного текста документа:Философские взгляды Платона в диалоге "Федр" Работа студентки I курса факультета культурологи Шовиковой Н.С. Государственная Академия Славянской Культуры Москва, 2004 г. Диалог "Федр" - один из шедевров философской и художественной прозы Платона. В "Федре" рисуется философская беседа Сократа (в его лице выступает Платон) с Федром, частым собеседником Сократа и, по свидетельству Диогена Лаэртского, любимцем Платона. В этой беседе Сократ отвергает ложное красноречие и доказывает, что риторика должна быть ценной только при условии, что она опирается на истинную философию. Раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души. В "Федре" запечатлены важные стороны учения Платона об "идеях", об их познании, о прекрасном, о постижении прекрасного, о любви к прекрасному. Согласно учению Платона, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть истинный: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного, совершенного и истинного. Но эти вещи - лишь тень, образ вещей истинных, которые Платон называет "видами" или "идеями". "Идеи" - зримые умом формы вещей. Каждому предмету чувственного мира, например, любому коню, соответствует в бестелесном мире некоторый "вид", или "идея" - "вид" коня, "идея" коня. Этот "вид" уже не может быть постигаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом, причем умом, хорошо подготовленным к такому постижению. В "Федре" Платон рассказывает о том месте, где пребывают идеи. "Эту область занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души - разуму". В речи Платона образы и метафоры раскрываются через мифы, иносказания, символы. Притом, Платон не просто применяет общеизвестные мифы, он и сам - выдающийся и вдохновенный миротворец. В "Федре" он не просто рассказывает о том, что в человеке низшее и высшее начала: разумное и аффективное (чувственное). Борьбы этих двух начал представляется ему в образе колесницы, движимой парой крылатых коней и управляемой возничим. Возничий олицетворяет собой разум, добрый конь - волевой порыв, дурной конь - страсть. И хотя мы и не знаем, как выглядит душа, мы можем представить ее в виде "слитой воедино силу упряжки крылатых коней и возничего". И "кони у него - один прекрасен, рожден от таких же коней, а второй - совсем от иных коней рожден". Как пишет Платон в диалоге "Федр", "отправляясь на праздничный пир, боги поднимаются к вершине по краю поднебесного свода, где их колесницы, которые не теряют равновесия и легко управляются, совершают путь легко; зато колесницы остальных двигаются с трудом, потому что конь, причастный злу, всей тяжестью тянет к земле и обременяет своего возничего, если тот плохо его вырастил. От этого душа испытывает муки и крайнее напряжение". Бессмертные боги, "когда достигнут вершины, выбираются наружу и останавливаются на хребте неба, и, пока они стоят, небесный свод несет их в круговом движении, они нее созерцают то, что за пределами неба... Мысль бога питается разумом и чистым званием, как и мысль всякой души, которая стремится воспринять то, что ей подобает, поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует... ............ |