Часть полного текста документа: ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА И ЕГО ДЕВЯТЬ РАССКАЗОВ СОДЕРЖАНИЕ О ФИЛОСОФАХ И СЭЛИНДЖЕРЕ О ТОМ, В ЧЕМ ВОПЛОТИЛСЯ ИНТЕРЕС СЭЛИНДЖЕРА К ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ О ДХВАНИ И РАСА ДЕВЯТИ РАССКАЗОВ СЭЛИНДЖЕРА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОФИЛОСОФАХ И СЭЛИНДЖЕРЕ Мне кажется, каждый человек немного философ. Это, конечно, не научная философия, а бытовая, но все-таки философия. Этоприсуще каждому человеку нашего мира. И всего лишь немного людей занимаются научной философией, мало тех, кто, так или иначе, сделал философию делом своейжизни. И есть смысл изучать их труды, ибо в них философы пытаются дать ответы на вопросы, которые должны в той или иной степени интересовать всех. Есть ещелюди, которые близки к тому, что называется "философствованием" (не в негативном ироническом смысле, конечно), но как таковыми философами неявляются, потому что наукой не занимаются, а занимаются искусством. В принципе, любой человек из мира искусства в большой степени близок к философствованию. Ну, хотя бы потому, что его видениемира более кристально, чем у кого бы то ни было. Потому, что он видит мир в перспективе, в общем. Он и не может видеть иначе, так как этот мир являетсяпредметом его творчества. И этот человек не может не задавать себе исключительно философские вопросы ("Что такое жизнь", "Зачем человек живет" ит.д.), он спрашивает себя так часто, что не может не искать ответы на эти вопросы. Разве будет чернорабочий или клерк из офиса искать ответы на вопросы,которые, по сути, просто мешают "жить", то есть зарабатывать деньги, растить детей и тому подобное? Нет, не будет. А писателя или поэта вопросы мироздания имиросостояния интересуют непосредственно. Это необходимо для того, чтобы они творили. Все эти размышления я привожу к тому, чтобы сказать следующее: каждый писатель, поэт, художник наравне с философом достоинтого, чтобы изучать его творчество как философский труд. Это даже необходимо, если философские взгляды этого писателя, поэта, художника исключительны.Толстой, Достоевский, Сартр, Камю - мы должны изучать их как философов. То же, на мой взгляд, относится к Джерому Дэвиду Сэлинджеру. И в этом причина, почемуэту работу я хочу посвятить именно Сэлинджеру: в его взглядах на мир и поисках идеального человека настолько переплелись философская мысль древней исредневековой Индии, буддизма, даосизма и конфуцианства, а также западная философия, что это просто не может не вызвать интерес. Символизм идвойственность образов у этого писателя потрясают, а их продуманность пугает, потому что их нужно не "прочитывать", а изучать, докапываясь до истины, отмываяпесок, находя настоящее золото мыслей Сэлинджера. А он тщательно прячет их. Писатель настолько скрытен, как и его герой Симор. И дело, мне кажется, именнов той беззащитности гениальной души, которая, сталкиваясь в этом мире с пошлостью и грубостью, не выдерживает, если ее не защитить. И Сэлинджер защищает себя, убежав от цивилизации и прекратив с ней всякие контакты. И его герои бегут, как Бадди Гласс в леснуюизбушку с телефоном у соседей в двух милях, или пытаются бежать, как Холдэн из "Над пропастью во ржи", и это, кажется, сам Сэлинджер или его мечта обидеальном человеке бежит, бежит и обретает себя. Вот чего не хватает сегодня человеку урбанистическому - "обретенности себя". Об этом тоскует Сэлинджер. ............ |