Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы
(сравнительный анализ)
Оглавление
1.Введение
2.Конфуцианство как этико-социальное учение
3.Даосизм – учение о дао
4.Заключение
5.Список использованной литературы
Введение
В 221 г. до н. э. в Китае пришла к власти династия Цинь. Время ее правления было весьма кратким (до 207 т. до н. э.), но значимым, так как за это время вновь произошло объединение Китая и формальная императорская власть наполнилась реальным содержанием. Китай был объединен единой властью и во время правления следующей династии - Хань - вплоть до 220 г. н. э. Столетие, предшествовавшее династии Цинь, было периодом государственного и социального разложения, в котором соперничали в борьбе за власть отмирающая родовая знать и набирающая силу олигархия. Единое государство разложилось, и скептический взгляд по-новому интерпретировал природу, мир и человека. Кризисная ситуация породила множество философских теорий, наиболее распространенными из которых являются конфуцианство и даосизм. Интерес к этим древним философским течениям обуславливает актуальность настоящей работы.
Конфуцианство не является цельным философским учением, многие традиционные философские вопросы, например проблемы познания, остаются вне интересов конфуцианцев. Как определенная теория организации общества, конфуцианство сосредоточивается на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления, при формировании которых оно было весьма консервативным. Даосизм представляет собой достаточно запутанное философское учение, посвященное проблемам бытия, и места человека в этом мире. Целью данной работы является сравнение этих философских систем, выявление их сущности и характерных особенностей.
В связи с поставленной целью представляется необходимым решить две задачи исследования:
· рассмотреть учение Конфуция, выделить основные понятия, представления о правильной организации государства;
· рассмотреть основные принципы даосизма, выявить его существенные отличия от учения Конфуция.
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности возникновения и сущность конфуцианства как философского и социально-этического направления, его основные черты, понятия, концепции, в третьем дается обзор даосизма как философского учения, выявляются отличия его от конфуцианства, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.
1.Конфуцианство как этико-социальное учение
Конфуций - имя, которым в Европе называли древнекитайского философа Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.) - учителя Куна, основателя конфуцианства, религии и философии одновременно, ставшей духовной основой китайской культуры. Родился Конфуций в обедневшей семье, принадлежавшей к слою «ши», служивых людей, низшему слою знати. О себе он говорил так: «Когда мне было пятнадцать, я устремился к учению; в тридцать установился; в сорок перестал сомневаться; в пятьдесят познал волю Неба, в шестьдесят слух стал послушным, в семьдесят следовал желаниям сердца и не преступал меры». В 22 года Конфуций начал обучать и создавать учение, на котором воспитывались многие поколение образованных людей страны, чиновники государственной службы.
В целом Конфуция оценивают как учителя мудрости, который хотел обеспечить порядок в государстве за счет того, что сами правители и чиновники, «благородные мужи», будут являть пример нравственного совершенства, честности, бескорыстия и править народом на основе человеколюбия и справедливости, заботиться о его благополучии и процветании. ............