Содержание
1. Философия экономики и современность
2. Философские основы хозяйства, экономики
Литература
1. Философия экономики и современность
Социальные философы отмечают, что современное западное общество характеризуется высшим проявлением экономизма. По мере развития капитализма (постиндустриализма) ценности и традиции, не сопрягающиеся с выгодой и эффективностью, теряют свое значение. Нынешнее состояние, новый этап развития капиталистических отношений, отличается еще большим воздействием рынка с его куплей-продажей, выгодой, прибылью. Считается, что к началу XXI в. в наиболее развитых странах Запада сформировалось глобальное экономическое общество, а также соответствующий ему тип человека – homo economicus. Доминирующей формой жизни становится социально организованный эгоизм. В результате духовность вытесняется на обочину, на периферию жизни, в филантропию. Духовные ценности (совесть, долг, любовь, патриотизм) утрачивают свою роль, они попросту девальвируются.
Экономизм с его холодным расчетом, рациональностью, уничтожает саму почву духовности. Бездуховность экономического западного общества – это не отклонение или какая-то ущербность в организации и структуре. Бездуховность вытекает из его сути как выражение эгоистически-потребительского отношения к миру. Здесь не очень ценится забота о судьбе природы, человек превращается в безличное существо, потребителя, технократа, эффективного дельца для товарно-денежного производства.
Новый этап в развитии западного общества характеризуется тем, что расчет, купля-продажа из сферы материального производства и потребления проникли в иные области жизни. Все это говорит о том, что на Западе происходит тотальная коммерциализация общества и сферы личной жизни людей. И в этом процессе огромная роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ) как одному из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние почти на все области деятельности.
Обращает на себя внимание, что многие современные социал-демократы Запада отдают предпочтение экономике социальной справедливости и защищенности. Они провозгласили лозунг: «рыночная экономика, но не рыночное общество». В своих социальных программах они доказывают необходимость противостояния законам рынка, выступают против переноса всеобщей продажности на сферы образования, культуры, искусства, личных и межличностных отношений. Они ратуют за социальное регулирование рынка – установление пределов экономизма, за подчинение стремления к прибыли и потребительству более высоким идеям и идеалам.
Формирование глобальной технологической цивилизации связано с превращением техники и технологии в абсолютные ценности. Для успешного функционирования этой системы нужен не экономический человек, а человек «технологический». Он превращается в оператора на производстве, в носителя магнитной карточки в быту, которая от его имени представительствует в контактах с остальным миром. Отрицательная сторона подобного положения личности заключается в том, что здесь отсутствует гуманистическое качество живого общения, социальная солидарность и братство. Здесь сводится на нет значение духовного и личностного начала[1].
Следует отметить, что в современной философской литературе в теоретических рассуждениях о путях развития человеческого общества, о путях преодоления кризисных явлений, средствах изживания экономизма и технологизма принципиальное значение придается религиозному фактору. ............