ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Заочное отделение при Богословском факультете
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (вариант 3)
Ф.И.О. студента
Резванова Елена Владимировна
ЦДОКемерово
План
1. Рационализм в философии Нового времени
2. Отношение Гегеля к предшествующей философии
3. Современный экзистенциализм и его основные представители
1. Рационализм в философии Нового времени
Зачатки рационализма можно обнаружить в философских системах еще Древнего мира. «Исторически первой формой рационализма стала античная натурфилософия».[1] Истоки рационализма можно увидеть в трудах Парменида, Сократа, Платона и Аристотеля.
В XVII-XVIII вв. под влиянием развития математики и естествознания работы философов Декарта, Спинозы, Лейбница сформировали систему рационализма, который представляет собой «целостную гносеологическую концепцию, противостоящую эмпиризму и сенсуализму, провозглашающую разум в качестве главной формы и источника познания».[2] В эпоху рационализма возникает новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «Научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка».[3]
Сторонники рационализма «были убеждены, что только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности. При этом сам разум (или рациональность) трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания».[4] Эта способность представлялась рационалистам как врожденная.
XVII, названный «веком гениев», был «веком, в котором начинался культ разума, когда человек открывал перед собой безбрежность научного познания, когда…мыслилось, что разум может все, что человек, открывая при помощи своего мышления законы природы и собственной мысли, может познавать весь мир».[5]
Рационализм становится методом мышления в эпоху Просвещения. «Он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим…Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже аппелировать ни к какой высшей инстанции».[6]
В XVIII в. Кант попытался разрешить спор рационалистов и сенсуалистов по вопросу о происхождении и сущности наших знаний Кант не принял учения о божественном источнике врожденных идей и считал априорной исключительно форму, но не само содержание знаний».[7] По мнению Канта, знания происходят всецело из опыта. Последователями Канта – Фихте и Гегелем были закреплены эти положения философа. Слова Гегеля: «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно…» - можно назвать ключевой фразой рационализма.
2. Отношение Гегеля к предшествующей философии
Гегель является одним из наиболее сложных философов за всю историю мировой философии.[8] Эта сложность в изучении гегелевской философии возникает из-за языка, которым он излагает свои положения. ............