Часть полного текста документа:С О Д Е Р Ж А Н И Е: 1. Проблема научности философского знания 2. Проблема соотношения философии и частных (конкретных) наук. ( 3. Проблема многообразия философского видения мира. Материализм или идеализм? 4. Проблема пространства и времени. 5. Проблема происхождения жизни на Земле. 6. Проблема происхождения и сущности сознания. 7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? 8. Проблема сущности научного познания. Что значит знать? 9. Проблема источников знания и способов познания. Разум или чувства? 10. Проблема познаваемости мира. 11. Проблема истины в философии и науке. Что есть истина? 12. Проблема смысла жизни человека. 13. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности 14. Проблема личности в истории философии. 15. Проблема общественного прогресса и его критериев. 16. Проблема роли личности и в истории. 17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство? 18. Проблема происхождения, сущности и функций религии. 19. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравственности. 20. Проблема морали как специфического способа освоения действительности. 21. Проблема морального выбора личности. 22. Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности. 23. Проблема добра и зла. 24. Проблема многообразия и специфики способов освоения мира. 25. Глобальные проблемы современности. Литература 1. Проблема научности философского знания. Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово "философия", философ был просто мудрецом или любящим мудроствовать, он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое "великое и приличествующее лишь божеству" объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром. Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, т. е. позиция согласно которой философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти также, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни. ............ |