Часть полного текста документа: Философия культуры Гегеля Чтобы понять конструкцию Гегеля нужно понять соответственно стержень этой конструкции. Гегеля относят к рационалистическому движению, его относят к просветителям, так как он в своих измышлениях делает ставку на разум. Он носитель теоретического разума, сознания, вершина рациональной философии. Гердер: культура является политическим ядром истории. История всегда изменчива, текуча, поэтому истории противопоказана вечность, философия же не изменчива и, следовательно, вечна. Первое словосочетание "философия истории" использовал Вальтер, он не видел в нём ни какого противоречия, зато его увидел Гегель. Он оговаривал одно условие, только если сущность, постигаемая философией, развиваясь оказывается неизменной, то тогда можно говорить о этом словосочетании. Это позволило Гегелю выстроить учение о развитии диалектики, для нас важно лишь в этом моменте вынести одно умозаключение, термин "философия культуры" значит изменение культуры. Второй момент - воплощение рационального начала у Гегеля, он считал, что в основе развития культуры, истории лежит духовное начало - мировой дух, разум. Если рассматривать Гегелевскую позицию в отношении к культуре в общем виде, то "история культуры" есть для Гегеля ничто иное, как развитие мирового духа, разума, в этом то и сущность историко-культурного процесса. Поскольку Гегель был рационалистом, он считал, что этот процесс: Подчиняется определённым законам и закономерностям. Этот процесс доступен пониманию. Развитие мирового разума по Гегелю, это самопознание развития, его начало и конец. Это значит, что история культуры имеет своё начало и конец. Он рассматривал мировой разум через определённую логическую схему "Тезис - Антитезис - Синтез", по сути, это схема простого умозаключения, получившая название в данном случае "логическая триада". Гегель исходил в своих размышлениях также из принципа тождественности бытия и мышления. Эта триада не только механизм понимания, но и способ развития всех отраслей. Так как бытиё и мышление устроены одинаково (тождественны), то можно понять бытиё. Гегель выделял три уровня, модификации существования мирового разума: Субъективный разум (дух) - это индивидуальное сознание человека. Объективный разум (дух) - это те формы культуры, которые важны для того, что индивидуальное сознание могло развиваться, Гегель выделял здесь три вида: мораль, право и нравственность. Абсолютный разум (дух) - это, по сути дела, те же культурные нормы (мораль право, нравственность), но занимающие самое высокое положение: искусство, религия и философия. Получается, что Гегель обозначил шесть культурных форм, которые и воплощают в себе сознание человека. Модель оказывается разделённой на два блока: субъективный дух с одной стороны и объективный и абсолютный дух, с другой. И они все проходят через определённое развитие, вообще Гегель утверждал, что всё меняется, и интеллектуальное сознание человека не исключение. Понять в какую сторону оно развивается, можно определив начало развития. Главная цель для человека - свобода, он трактовал свободу как "осознанную необходимость", - это способность принимать решения и совершать действия с учётом реальной ситуации, то есть не эмоционально, а рационально понимать сложившуюся ситуацию. ............ |