Содержание
Ведение
1. Докритический период в философии Канта и коперниковский переворот
2. Критический период в философии Канта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Во второй половине 18 в. центр европейськой философской мысли переместился из Англии и Франции в Германию, которая значительно позже от свох западных соседей стала на путь буржуазных трансформаций. Именно здесь в канун буржуазных изменений возникают идейные потуги и духовный подъем, который охватили все общество, в том числе и философию. Сформировалась философская традиция, в пределах которой удалось переосмыслить много проблем, над которыми безуспешно билась предыдущая философская мысль. Одна их группа имела гносеологический характер: противостояние эмпиризма и рационализма, детерминизма и свободы воли; вторая имела онтологический характер (касалась бытия человека): противоречия между натуралистически-механическим мировоззрением и спецификой бытия человека, которое выходило за границы мировоззрения. Немецкую классическую философию сформировали И. Кант, И. Фихте, Ф.-В.-И. Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель, Л. Фейербах. В известной мере к этой традиции можно зачесть философию К. Маркса, по крайней мере категоричный апарат и стиль мышления Маркса не выходит за её границы. Философов, которые принадлежат к немецкой классической философии, роднит смещение центра исследования от объекта к субъекту, в онтологическом аспекте — от природы к истории и культуре. Происходит смещение центра исследования от объекта к субъекту и самого субъекта. Если раньше он мыслился как некая духовная субстанция, которая пассивно отображала мир, то в немецкой классической философии субъект предстаёт как творческая деятельность (Кант), как дух, который пребывает в историческом развитии (Гегель), как человечество, которое осуществляет историческое продвижение на основе практической деятельности (Маркс). Другими словами, субъект мыслится как деятельность, которая в философии после Канта все больше принимает исторический характер.
1. Докритический период в философии Канта
Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант — философ, которого по силе духа и влиянию на далнейшее развитие философской мысли часто сравнивают с Платоном. Философия Канта — переходное звено между рационализмом Просвещения и романтично окрашенной философией 19 в. Кант, как и просветители, был проникнут идеей. Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным, мыслителем. Разработанная, им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас. Философские воззрения Канта существенно менялись по его духовного развития, Если до начало 80-х гг. 18 в. его интересовали главным образом естественнонаучные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, этики, т.е. всей системы философии. Человек, этика и право – вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.
В творчестве Канта выделяют докритичний и критический периоды. ............