Министерство образования Российской Федерации
ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)
Кафедра философии и социально-экономических наук
Реферат по философии на тему:
Философия Канта
Выполнила: студентка гр. М1-07
Соколова А.А
Проверил: ДФилосН КФиСН
Коваленко В.А
Обнинск 2008г.
Содержание
Введение
Априоризм — исходный пункт критической философии
Начальный момент познания. Вещь в себе и явление
Чувственность и рассудок. Содержание и форма знания
Трансцендентальная апперцепция. Источник объективности знания
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Необратимое течение времени все более отдаляет от нас XVIII век, с которым связано имя Иммануила Канта. XVIII век принадлежит истории. Истории принадлежит и учение И. Канта. Но история — это не мертвое, невозвратное прошлое. История человечества — это закономерный, поступательный процесс общественного развития, в котором настоящее неразрывно связано с прошлым и будущим.
Мы обращаемся к философским учениям прошлого, чтобы лучше понять настоящее. Мы обращаемся к ним потому, что современный уровень теории и практики общественного развития позволяет глубже осмыслить содержание этих учений, а через них и прошлые эпохи, их вклад во всемирную историю. XVIII век вошел в историю как век Великой французской революции, а И. Кант как великий философ, выразитель прогрессивной для своего времени идеологии, провозгласившей лозунги свободы, равенства, братства. Сторонник политического либерализма в революционную эпоху, создатель оригинальной философской системы, Кант вместе с тем наследовал и поднял на новую ступень заложенные Возрождением и развитые Просвещением идеи гуманизма и прогресса, выражающие непреходящие ценности человечества.
Неотъемлемой частью кантовского критицизма является учение о субъекте социального действия, которое и составляет существо «немецкой теории французской революции». В сознательных действиях субъекта, основанных на «доброй воле» и направленных на достижение высших целей, мыслитель видит путь преобразования общества.
Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть «критической», а самый этот период – “критическим”.
Априоризм — исходный пункт критической философии
«Критический» период своего творчества Кант исследует прежде всего проблемы гносеологии. Основной вопрос теории познания основоположника немецкой классической философии: «Как возможно научное знание (какие предпосылки нужны для его достижения)?».
Мыслитель считает, что, прежде чем разрабатывать теоретические положения философии, морали, натурфилософии, прежде чем вообще познавать, необходимо исследовать познавательные способности и установить, как далеко может простираться компетенция разума, способно ли познание открыть истину. В критике познавательной способности человека он видит свою задачу, ограничивая исследование познания внутренним миром субъекта. Знание, по Канту, есть суждение, т. е. соединение представлений и понятий в сознании. ............