1) Философия как мировоззрение. Функции философии. Роль философии в культуре
Философия – поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Культура – все, что создано человеком, что возвышает его над природой. Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Именно в философии культура представлена в максимальной полноте. В культуре нет такой области, которая превосходила бы философию.
Порой, философию определяют как мировоззрение – воззрение на мир в целом. Однако нельзя забывать о том, что философская картина мира – это всегда картина с продолжением философские представления непременно нуждаются в дальнейшей конкретизации. Без этого конкретизации философия остается собранием предварительных суждений. Таким образом, философию допустимо определить как мировоззрение, но оно всегда будет нуждаться в интерпретации на основе данных науки, практики и искусства. (мировоззренческая функция).
Функции философии можно выделить следующие: мировоззренческая, методологическая, гуманистическая, моральная и др. с мировоззренческой функцией тесно связана методологическая. В данном случае методология понимается как определение способов достижения какой либо цели. Философская методология находит свое продолжение в методологии отдельных наук, разновидностей практики. Сравнение философии с искусством выявило гуманистическую функцию, ее предельно внимательное отношение к человеку. Моральная функция философии вырабатывает и выявляет смысл человеческих деяний и поступков. Но философия не несет ответственности за бездумные поступки людей, она выступает против легкомысленности. Моральная ориентация философии – благо, т. к. без нее эффективность анализа проблем бытия человека была бы снижена.
2) Становление философии. Предпосылки и закономерности ее исторического развития
Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон). Миф - это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии. Миф - единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах (кентавры, сирены), о деяниях богов и героев. Различные народы посвятили свои мифы космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить. В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы - солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти.
Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма.2) очеловечивание природы.3) отсутствие рефлексии.4) утилитарная направленность.
Миф умер как форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения. ............