Философия истории - новый этап в развитии социального познания
1. Концепции философии истории
В начале XVIII в. в лоне философии формируется и развивается философия истории, ставившая целью изучение истории общества. И хотя философия истории продукт ХVIII в., элементы социальной философии присущи и творчеству ряда философов античности и творчеству мыслителей средневековья - Августина, Макиавелли и др. Системой философских и исторических методов анализа социальных процессов остается философия истории в концепциях Гегеля. Философия истории выступает соединительным, связующим звеном философии и социологии.
Впервые понятие "философия истории' употребляет Вольтер для определения размышлений об истории и исследований истории человечества и культуры, затем понятие это встречается в трудах швейцарского писателя Велелино и однозначно трактуется известным представителем немецкого Просветительства Йоганом Гердером как философская наука об истории человечества.
Концепции философии истории ставят целью исследовать процесс возникновения человечества, раскрыть движущие силы истории и ее законов на базе эмпирических и обобщенных фактов и данных, событий и явлений в истории, культуре народов.
Появление философии истории свидетельствовало о завершении относительно продолжительного этапа в развитии самой Философии и начало нового этапа в развитии социального познания, привело к отделению гуманитарных, то есть общественных, человеческих знаний от философских, а обществоведение вне философии разделило на различные отрасли знаний, в том числе и социологические. Философия истории стремилась отобразить исторический процесс через сочетания анализа общественных явлений, событий, фактов и т.п. истории культуры и их философское обобщение.
Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668 - 1744 гг.) одним из первых делает попытку реализовать принципы философско-исторического анализа мирового процесса истории. Рассматривая историю как продукт деятельности людей, Джамбаттиста Вико отмечает, что исторический процесс объективен, но это не означает, что человек с его свободой, интересами может менять ход истории, потому что исторические законы имеют характер предвидений и не совпадают с волей царей и других исторических личностей. Соответственно закономерному характеру социальных процессов общество проходит три обязательных цикла или этапа. По мнению Вико, в своем развитии общество проходит сначала этап, когда теократические представления господствуют над разумом, а лжецы управляют обществом.
Отсутствуют государство и правовые законы и нормы. Затем общество вступает в период, кода, возникает государство со всеми атрибутами, и когда представители аристократии, будучи у руля государства, навязывают волю, обеспечивая себе зажиточную жизнь и жестоко угнетая плебс - народ. И потом уже идет человеческий период - высшая ступень развития общества.
Возникают республиканско-демократические представительные монархии с правами и свободами для всех граждан общества и обеспечивают им достойный суверенитет и личные свободы и права. На таком этапе законодательство мудро сочетает частные и общественные интересы, обеспечивает справедливость в решении социальных проблем и т.п. ............