Часть полного текста документа: Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому,что он сложен по своему смыслу,но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрожде- ния не было ничего эпатирующего в том,что Леонардо да Винчи называл живопись "истинной философией",поскольку живопись,по его словам,самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой.Искусство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире,и поэтому оно шло рука об руку с философией. Обособление эстетики,с одной стороны,и эмансипация фило- софии от теологии - с другой,привели к необходимости установ- ления более четкого соотношения между этими формами духовной деятельности, так же как это происходило и в сфере соотноше- ния исскуства и науки. Для ХЎХ века на первый план выдвину- лась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так,Шеллинг и романтизм вообще,ставя искусство (особен- но музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им зна- чимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл,ко- торый привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти фор- мы и установить между ними иерархическую субординацию смени- лось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их сов- мещению или даже почти отождествлению. Однако в отличие от ушедших исторических эпох это очередное сближение исскуства и философии происходило уже на иных основаниях.Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глу- бине большую значимость философии, но философия стала уподоб- ляться художественной прозе,что,напротив, предполагает исход- ное превосходство искусства (продолжение линии романтиков). Сначала А.Шопенгауэр и Ф.Ницше , затем Г.Риккерт и А.Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Пло- дом этого совмещения стал новый жанр литературы - "интеллек- туальная романистика" (Т.Манн и другие). Естественно, что та- кое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико- понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на "сверхпонятийные" - художественные - способы постижения истины.Таково было, например, направление экзистенциализма, в русле которого творили А.Камю, Г.Марсель, и Ж.П.Сартр; их философские сочинения были насквозь художест- венны, а художественные - насквозь философичны. Вопрос о соотношении искусства и философии действитель- но является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности человека, несомненно, есть глу- бокое родство,но нет полного внутреннего тождества.Философия и искусство, как говорил М.М.Бахтин,"нераздельны,но и неслия- нны". ............ |