Часть полного текста документа: Тема 1 Философия и ее роль в обществе План I. Предмет философии II. Природа философских проблем III. Философия и экономика 1. Предмет философии Исходным, не претендующим на строго научную обоснованность и всесторонность, определением философии может быть такое: философия-это система теоретически связанных и принявших форму убеждения представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления, об отношениях человека к окружающему его миру, к людям и самому себе. Предметом философии являются объективно всеобщее и его отражение в мышлении, человек как нечто уникальное и неповторимое, общие законы развития объективной реальности, познания, взаимосвязи человека и мира. Вместе с тем присущая, точнее, внутренне причастная философии и ее предмету всеобщность предстает одновременно и как неразрывно связанная со смысложизненной сферой бытия общества и индивида. Иначе говоря, универсальность и всеобщность реальности, на которые обращена философия, - именно в силу их уникальности и значимости, их всеобщности, всеобъемлемости и мощи - становятся в глазах мыслящего человека фундаментальными началами и характеристиками его самого, его личной судьбы и смысла его природных, общественных и индивидуальных жизнепроявлений. Это не означает, что в философии имеют место непрерывно совершающиеся, спонтанные и какие-то очень простые диалектические взаимопереходы от всеобщего к особенному и единичному и обратно. Обнаружение таких взаимосвязей требует по меньшей мере определенной направленности мышления и интеллектуального усилия охватить всеобщее и личное в уникальном1. Вместе с тем относительная самостоятельность трех классов реальностей - общей, особенной и единичной - и знания о них, не подлежит сомнению. Поскольку ни одна из форм знания не имеет столь универсальной, всеохватывающей и комплексной предметной области, ни одна из них не может сравниться с философией по многообразию подходов, точек зрения, по разнообразию ответов на вопросы, которыми она задается. Однако комплексность ее предмета, трудности его познания и овладения им - не единственное, что обусловливает обилие философских систем, школ и течений. Возникнув в социально неоднородном, внутренне противоречивом обществе, философия не могла не начать свою историю в форме плюрализма философских концепций, так как в классовых обществах об одних и тех же явлениях и предметах думают во многом по-разному, часто противоположным образом. Объективный подход к определению философии и .ее предмета заставляет обратиться к историческому развитию понимания предмета философии, а также к вопросу о конфронтирующем сосуществовании различных философий в современную историческую эпоху. Как представляется, наиболее фундаментальными, идущими от субъекта предпосылками возникновения философии были сформировавшиеся на заре человеческой истории потребности и способности общества и индивида к общему, целостному и рациональному осмыслению окружающей действительности, места в ней человека и его сущности, потребности установить некие общие и неизменные (пусть даже в своей изменчивости) принципы отношений между человеком и миром, человеком и человеком, между сознанием человека и его самосознанием. ............ |