Часть полного текста документа:Содержание. Введение 1. Величайший поэт Германии. 2. Художник-революционер. 3. Старая, но вечно новая история. 4. "Масленица страсти". 5. Соединенные силы смеха и гнева Гейне. Заключение. Литература. Введение. Все хорошие философы хороши по-разному, все плохие - плохи одинаково. Гейне один из тех, кто не только покорил свое время, но и вторгся глубоко в будущее, став спутником духовной жизни человечества. О нем можно сказать, что ни до, ни после него не было поэта-философа, сходного с ним, хотя у него были и предки и потомки. "Сам Гейне, оглядываясь на пройденный им путь, очень точно определил свое место в немецкой литературе"A. Он назвал себя последним поэтом романтизма и первым поэтом новой, революционной школы поэзии, довершив эту самооценку важным признанием, что после всех сокрушительных ударов, нанесенных им христианско-рыцарскому романтизму, он сам порой испытывал рецидивы томления по голубому цветку романтики, правда, в новой, "предельно дерзкой форме современного юмора", который должен вобрать в себя все лучшие элементы прошлого Он был новатором в том единственном смысле этого слова, который предполагает органическое слияние традиций с новооткрытием. 1. Величайший поэт Германии. Останься Гейне автором одной лишь "Книги песен", своего лирического первенца, он с полным правом вошел бы в круг величайших поэтов Германии. Вместе с тем этой романтической, хотя и далеко не безобидной, книгой он, к удовольствию ее либеральных поклонников, ревнителей общественного спокойствия, не вызвал бы против себя Столетней войны, отголоски которой слышны еще сегодня. В этой ожесточенной войне кондотьеров реакции и мракобесия, вроде Меттерниха и Геббельса, с кинжалом в одной руке и факелом в другой, всегда окружали сонмы вооруженных перьями подручных. Втайне вздыхая над страницами гейневских песен о любви, соловьях и розах, они гласно предавали анафеме и распинали на каждом журнальном кресте "совсем другого" Гейне - бунтовщика, врага порядка, хулителя всего "священного". Одним словом, того Гейне, который, презрев обещанное ему всеобщее благорасположение при жизни и бестревожный сон в могиле, когда пришел срок социальных битв, отважно перевооружился, сменив "золотую лиру на тугой лук и смертоносные стрелы". Сверкать я молнией умею, Так вы решили: я-не гром. Как вы ошиблись! Я владею И громовержца языком. И только нужный час настанет,- Я должен вас предостеречь: Раскатом грома голос грянет, Ударом грозным станет речь. Он с честью выполнил свой долг. "И когда в 1843 году молодой философ и революционер Карл Маркс впервые встретился с маститым и прославленным поэтом, он мог уже видеть в нем образец того типа писателя, какого требовало время: они стали друзьями и соратниками"B. По свидетельству Лафарга, "Гейне и Гете, которых Маркс в разговоре часто цитировал, он знал наизусть". Он знал наизусть и цитировал не только громоподобные стихи Гейне той поры, когда дух его сатиры носился над "хаосом" немецкой политической поэзии и бунтовской философии, но и тихогласные мелодии "Книги песен" и "Новой весны". "Однажды Гейне сказал, что мир раскололся пополам, и трещина прошла по его сердцу, сердцу поэта, которое есть центр мира"C. В самом деле, великому философу было суждено стать средоточием стремительной, неустойчивой, переходной эпохи, когда в мире завершался цикл антифеодальных революций, но прежде чем капитализм очистил себе дорогу от обломков средневековья, он оказался перед лицом нового, им же порожденного врага - пролетариата, единственно революционного класса, который угрожал существованию самих основ буржуазного общества. ............ |