Философия эпохи Возрождения (14-16 в.)
1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения
2. Основные представители философии эпохи Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Появляются зачатки капиталистического способа производства.
Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. К основным принципам философии Возрождения относятся:
1. Антропоцентризм – внимание философов в основном направлено на человека. Спецификой человека является жизнь.
2. Человеческая личность перенимает творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек есть творческое начало мира. Творения человека реализуются в телесном. Они должны быть максимально совершенными, красивыми.
3. Гуманизм – признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.
4. Пантеизм – олицетворение Бога и природы.
Никколо Макиавелли (1469-1527).
Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516—1517), "О военном искусстве" (1519—1521), "История Флоренции" (1520—1525) и др.
Развивал социологические взгляды. Побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм и материальный интерес. Он обосновывает необходимость светского государства, противопоставляя теологическому пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Благополучие и благосостояние государства есть высший политический закон. Для его достижения пригодны различные методы, включая подкуп, убийства, вероломство и т.д. Государь, ставший на путь создания сильного централизованного государства должен сочетать в себе черты льва и лисицы. Он должен использовать политику кнута и пряника.
Николай Кузанский (1401-1464).
Основные сочинения: "О католическом согласии" (1433), "Об исправлении календаря" (1436), "Об ученом незнании" (1440), "О предположениях" (1444), "О сокрытом Боге", "Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становлении" (1442—1445), "Апология ученого незнания" (1449), "Простец", включающий два диалога "О мудрости" и диалоги "Об уме" и "Об опытах с весами" (1450), "О согласии веры" (1453), "О видении Бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии как возможности" (1460), "Об игре в шар" (1463), "Компендий" (1464), "Опровержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) и семь математических трактатов, посвященных проблеме квадратуры круга, уточнению числа "пи" и др.
Бог есть высшее, абсолютное бытие.
Центральным пунктом философии Кузанского является учение о совпадении двух противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, он – высший предел. ............