учебная ПРОГРАММА
по дисциплине
философия
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА (36 часов)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизации и сценарий будущего.
Введение
Предлагаемый курс разработан для студентов всех специальностей, он входит в обязательный перечень учебных дисциплин, относящихся к федеральному компоненту гуманитарного цикла. Цель и задачи курса «Философия» определяются требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и способностям будущего специалиста – социально мобильной, коммуникативной, профессионально компетентной, творческой личности. В ходе обучения философии у студентов формируется критическое мышление, позволяющее анализировать, сравнивать, объяснять сущность проблем и предвидеть их дальнейшее развитие. Мировоззренческая роль философии обусловливает вовлечение студентов в процесс осмысления общечеловеческих ценностей, а ее методологическое значение вырабатывает способность абстрагироваться в решении теоретических вопросов, находящихся в тесной связи с профессиональной практикой. Основное содержание и структура курса адекватны его цели и задачам, поэтому философские знания представлены в системном единстве учений о бытии, познании, человеке, обществе, культуре, ценностях, в междисциплинарных связях с различными социальными и гуманитарными науками, в прогностическом измерении актуальных проблем.
Краткое тематическое содержание в учебной программе позволяет студентам получить наиболее общее представление о важнейших философских идеях, которые обстоятельно рассматриваются в ходе учебных занятий, анализируются в процессе выполнения творческих заданий и самостоятельной работы.
Такое построение курса обусловлено тем, что предмет философии не доступен чувственному восприятию и не может быть предъявлен в готовом виде в самом начале изучения этой дисциплины. Представление о предмете философии формируется не иначе, как уже в ходе философского размышления, повторяющего – разумеется, в предельно сжатом виде – важнейшие идеи Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Канта и Гегеля. ............