Факторы, влияющие на конкурентоспособность технических объектов
Конкурентоспособность - комплекс потребительских, стоимостных и социальных характеристик технического объекта (товара, изделия), определяющих его успех на данном рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги на конкретном рынке в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.
Конкуренция - это степень соответствия совокупности свойств технического объекта ценностной системе рынка. Границы понятия " Конкуренция " непрерывно расширяются, переходя от конкуренции изделия к конкуренции предприятий и даже государств. Однако общим во всех этих случаях является реакция рынка, прежде всего внешнего, и успех "продавца". Понятие конкуренции весьма сложно и многопланово, а порой и просто условно, но имеет вполне конкретное содержание - возможность реализации товара в данный момент на данном рынке. На конкуренцию оказывают влияние большое число факторов, состав которых зависит от конкретных условий рынка и целей анализа. Следует помнить, что если качество изделия в каждый отдельный момент представляет собой вполне определенную совокупность свойств, то конкуренция может значительно меняться с изменением внешних факторов, что и предопределяет необходимость расчета конкуренции на всех стадиях конструирования технического объекта.
Основными элементами, составляющими конкуренцию, являются качество изделия и его новизна, полные затраты на приобретение и эксплуатацию изделия и условия поставки и поддержания работоспособности изделия. Как ограничения проявления конкуренции выступают тех. и социальные нормы, финансовые условия рынка, причем последние могут рассматриваться и как элемент конкуренции, а также организация рекламы и расходы на нее. Не преуменьшая значимости остальных элементов конкуренции, следует подчеркнуть, что ее исходным элементом является качество изделия, которое в последнее время превратилось в доминирующий фактор успешной реализации товаров на мировом рынке. Выигрыш в конкурентной борьбе на мировой арене сейчас определяется сочетанием традиционной формы конкуренции - товар против товара - с соревнованием в использовании эффективного управления качеством, производством и обслуживанием (сервисом).
При установлении номенклатуры факторов, определяющих конкуренцию изделия, следует иметь в виду связь запросов потребителей и уровень качества объекта, которые, по мнению Р.М. Тихонова, можно условно разделить на следующие непрерывно уменьшающиеся по продолжительности стадии:
1) новизна потребления
2) изощренное потребление
3) функционирование
4) товарная стадия
На 1-й стадии основное внимание обращается на появляющиеся вновь ф. изделия и "прощаются" отдельные недочеты; на 2-й стадии наиболее существенную роль играют факторы моды и возможность сочетания с др. изделиями; 3-я стадия наступает, когда изделия превращаются в неотъемлемую часть современных технологических процессов, а 4-я стадия характеризуется повсеместным использованием изделия.
Цена изделия, как фактор конкуренции, играет двойственную роль. С одной стороны, это своеобразное зеркало, отражающее при определенных допущениях уровень конкуренции, особенно в случае цены на изделия, бывшие в употреблении, а с другой - один из главных экономических показателей конкуренции. ............