Часть полного текста документа:Езиды, курды Прежде всего, было бы целесообразно обратиться к вопросу самоназвания этого национального меньшинства. В ходе исследований авторам встречались разные варианты их самоназвания, обстоятельство, которое обсуждается по сей день, и бытуют различные мнения. Обращаясь к этому вопросу, мы ни в коем случае не претендуем на то, что наши версии окончательны и точны. Часть этого национального меньшинства в Армении называет себя "езидами", как этническая общность (этнос). Они отрицают сходство с курдами, подчеркивая, что езиды не являются курдами. В книге "Национальности Армении", выпущенной в 2000 г. в первый раз были представлены езиды и курды. В статье про езидов Джамал Садакян отмечает, что "существует точка зрения, что езиды - это те же самые курды, но этот факт не обоснован и заслуживает осуждения и критики. Езиды со своим языком, письменами, религией, обычаями и многими национальными особенностями являются самобытным и отдельным народом. Ассимиляция езидов с другими народами означает автоматическое отрицание существования езидов в течение многих веков". В той же книге приводятся данные, что на территории Республики Армения сегодня проживают около 60.000 езидов. Во второй статье, относящейся к живущим в Армении курдам, Амарике Сардар отмечает, что мы используем понятие "курды" в широком смысле, подразумевая курдов-мусульман, так же как ту часть езидов, которые считают себя езидскими курдами. Вместе с этим известно, что другая часть езидов, которая до сих пор сохранила свою веру - зороастризм, считает себя отдельным народом. Автор статьи, приводя факты всесоюзной переписи населения 1989 г., приводит то же самое число - 60.000, но в этом случае подразумеваются как мусульманские курды, так и езиды-курды. Из этих двух статей не становится ясным, сколько же на самом деле езидов, езидов-курдов и курдов-мусульман живет сегодня в Армении. Это важно в сфере изучения или практики и значения этнокультурных особенностей, связанных с деятельностью государственных структур, общественных организаций и средств массовой информации. Более того, горячие дискуссии вокруг данной темы часто принимают острые формы. Во время исследований авторы, общаясь с разными группами населения, часто встречали подобные явления. Так, часть населения в регионах Талина и Аштарака Арагацотнского округа, Армавире и Эчмиадзине Араратского округа, большинство населения Араратского округа, так же как и часть городского и сельского населения, а также жителей Еревана, называет себя езидами, не принимая отождествления с курдами. Одновременно в регионе Арагацского и Арагацотнского марзов, в Ереване и некоторых городах Республики часть населения называет себя "курдами" с этнической принадлежностью и религией зороастризма. Большая их часть считает название "езидские курды" легальным и допустимым. Трудно определить общее соотношение между этими двумя группами, у одной из которых "езидо-курдское" самосознание, у другой - "езидское", без новой переписи населения. В 1989 г., согласно данным переписи населения 1989 г. проведенной Советским Союзом, количество езидов составляло 51.9 тыс., а курдов - 4.2 тыс. человек. Не углубляясь в обсуждение этнокультурных аспектов изучаемой проблемы (которые не входят в основные задачи программы), мы можем только отметить тот факт, что в течение XIX-XX вв. ............ |