Часть полного текста документа:Эжен Потье Ал. Дробинский Потье Эжен (Pottier, 1816-1887) - французский пролетарский поэт-шансонье, коммунар, автор "Интернационала". П. - преимущественно поэт-пропагандист, некоторые песни которого являются настоящими гимнами, бытописатель и бичующий сатирик-памфлетист. Родился в Париже, в семье упаковщика, в молодости и сам был упаковщиком недолгое время, затем - "пионом" - младшим школьным надзирателем, приказчиком и наконец, до Коммуны, - талантливым тканеразрисовщиком. Дебютировал в дни Июльской революции 1830. В 40-х гг. П. все больше обращается к социальной поэзии и испытывает влияние утопического социализма, особенно фурьеризма. В эпоху предреволюционного кризиса 1847 П. выступил с песнями "Ventre creux" (Пустой желудок) и др., рисующими тяжелое положение народных масс и отражающими их революционное настроение, и "Muse de la chanson" (Муза песни), в которой он призывал песню вновь стать "Марсельезой" и подчеркивал историческую диалектику песни в противоположность иронической фразе Бомарше "во Франции все кончается песнью", давая ее революционную перифразу: "во Франции песнями все начинается". В 1848 П. дрался на баррикадах. Горячо реагируя как на Февральскую революцию, так и на Июньское рабочее восстание, поэт однако еще не возвышался над общим уровнем классового самосознания французских рабочих, в большинстве - мелкоремесленного пролетариата. К Февральской революции относится его песня "Peuple" (Народ), с характерными лозунгами "хлеба и прав". Песня Потье "Tuer l'ennui!" (Убить тоску!) отразила стихийность Февральской революции, но эта песня не характерна даже для среднего февральского баррикадного бойца-рабочего, выражая идею бунта с горя, бунта ради бунта. Потье отдал в Феврале полную дань вере в спасительную роль демократической революции и демократической республики. К этой эпохе относится его "Propagande des chansons" (Пропаганда песен), где он развивает свою поэтическую программу народно-революционного шансонье-пропагандиста, в задачи которого входит не только звать в бой рабочий класс, но и пробуждать от спячки мелкую буржуазию. Отрезвление от февральских демократических иллюзий нашло место в "Buveurs du sang" (Кровопийцы), "Vieille maison a demolir" (Старый дом на слом) и др. песнях, в которых еще с большей силой, чем в эпоху предреволюционного кризиса, звучат мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания. Песня "Enfantement - Juin 1848" (Роды - июнь 1848) - пламенный призыв к Июньскому рабочему восстанию. Но вслед за нею траурная песнь "Juin 1848" (Июнь 1848), вызванная кровавым подавлением рабочего восстания, является срывом П. в мрачный пессимизм, в котором прорывается однако ненависть к победителям, стимулирующая волю к борьбе. Однако и в эту пору, как и долго спустя, П. все еще не осознает себя именно пролетарским поэтом: он остается певцом трудовой бедноты вообще. В поисках классового места в литературе П. в песне "Quel est le Fou?" (Кто безумец?) как бы старается оправдать свое идеологическое "отщепенство". После Декабрьского переворота 1851 он выступил с песней "Qui la vengera?" (Кто отомстит за нее?) против Луи-Наполеона не как против лютого врага рабочего класса, а прежде всего как палача Второй республики, хотя эта самая буржуазно-демократическая республика Июньским расстрелом рабочих и расчистила путь диктатуре Луи-Наполеона: так живучи были якобинско-республиканские традиции и иллюзии французского мелкоремесленного пролетариата в его литературном представителе - П. ............ |