Часть полного текста документа:Европейский парламент Общая характеристика Выше уже отмечалось, что вплоть до последнего времени Европарламент находился и в известной мере находится сегодня в тени других институтов. Ни его полномочия, ни реальная роль в механизме управления до сих пор не дают оснований для того, чтобы отводить ему верхнюю ступеньку в реальной иерар-хии институтов. Не случайно во многих учебниках и справочных изданиях сначала говорится о Совете и Комиссии, а лишь потом о Европарламенте. Даже в "Кратком очерке Европейского сообщест-ва", подготовленном специалистами из Европейского союза, ха-рактеристика институтов начинается с Комиссии как проводника политики Сообщества, а Европарламент, красиво именуемый "голо-сом демократического федерализма", рассматривается во вторую очередь. Статус Европарламента долгое время оставался одним из самых слабых аргументов в пользу идеи о постепенном продвижении сооб-ществ по пути к государственной модели (федерация) или к союзу государств (конфедерация). Аналогии с национальными парламен-тами, как правило, не получилось. Правда, в последние годы положе-ние стало несколько изменяться. Статус Европарламента, пусть и незначительно, все же был повышен, чему способствовал заложен-ный в нем с самого начала демократический потенциал. В Маа-стрихтском договоре Европарламент назван первым. Усиление "парламентского" характера Европарламента отвечает не только требованиям демократии. Это аргумент в пользу укрепле-ния государственных начал в развитии самого Европейского союза. Ведь парламенты, как известно, имеются только в государствах (как унитарных, так и федеративных), являются характерной чертой их механизма управления. Как свидетельствует исторический опыт, парламенты могут быть и в конфедерациях (во всяком случае Сенегамбия имела свой парламент), в то время как международные орга-низации даже всемирного масштаба (как, например, Организация Объединенных Наций) или региональные (типа Организации аме-риканских государств) не имеют парламентов. Их ассамблеи или аналогичные органы состоят не из депутатов, избираемых населени-ем, а из представителей, назначаемых от каждой страны-участницы ее президентом или правительством. Поэтому уже сама идея создания в сообществах парламентского учреждения отразила их отличие от международных организаций. Существенно и то, что эта идея была выдвинута еще тогда, когда интеграция делала первые шаги. Предшественником нынешнего Ев-ропарламента была Всеобщая ассамблея Европейского объединения угля и стали. Ее полномочия, однако, были весьма ограничены: она осуществляла слабый контроль за деятельностью Верховного органа и самое общее наблюдение за некоторыми другими делами ЕОУС. Ущербным для Ассамблеи явился порядок ее формирования. Депу-таты от государств-членов не избирались населением, а назначались, хотя в статье 20 Договора о ЕОУС устанавливалось, что Ассамблея состоит из представителей народа. Определенным суррогатом запла-нированных выборов стало своеобразное "командирование" в Ас-самблею депутатов национальных парламентов государств - членов ЕОУС (по решению самих парламентов). Характерно, что учрежденные в 1957 г. ЕЭС и Евратом восприня-ли квазипарламентский образец ЕОУС. Однако было решено не со-здавать в каждом сообществе свою собственную ассамблею, а иметь одну на всех. ............ |