Введение
За последние годы коренным образом изменились внешние и внутренние экономические и политические условия существования и развития российского общества. Появились признаки укрепления государства и экономики. В официальный политический дискурс после Ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005 г. вернулось понятие "социальной справедливости" как фундаментальной ценности. С изменением ситуации закономерным стало проявление интереса к теоретико-методологическому обоснованию Приоритетных Национальных проектов (ПНП) как условию их встраивания в систему политико-правового дискурса, а также обеспечения их реализации. ПНП 2000-х гг. характеризуют новый этап российской социальной политики и реализации положений Конституции РФ о социальном государстве.
К началу ХХI в. расхождение между важнейшими нормами международных и национальных нормативных документов, социальными стандартами, с одной стороны, и реальным положением подавляющего большинства населения России, с другой, достигло огромных масштабов. Серьезно усилилась социальная дифференциация, достигнув по разным оценкам пропорции 1: 20 и более. Потребовались мобилизационные усилия государства, чтобы переломить негативную тенденцию.
1. Концепция Приоритетных Национальных проектов
При разработке концепции ПНП были правильно выделены приоритеты, а именно развитие важнейших подсистем и жизненных сфер общества, поставлена задача обеспечения системности в инвестировании, реализации и контроле. Но особенность политики в отношении ПНП - быстрый переход к их осуществлению, даже без достаточного теоретического и информационного сопровождения, нормативного оформления.
Резко снизилось в новых условиях число научных разработок, связанных с исследованиями социального государства, социальной политики, социальных стандартов. В данном контексте целесообразно исследовать генезис данной феноменологии. Понятие социального государства в отечественной и зарубежной науке разрабатывалось с XIX в., когда значение социальных функций государства на фоне обостряющихся классовых противоречий стало очевидным. О. фон Бисмарк тогда призывал европейские правительства смягчать внутриполитические противоречия в целях консолидации, чтобы выступить единым Фронтом по отношению к колониальным державам. Германия стала инициатором социального законодательства и системы социального страхования.
К этому времени имелись крупные теоретические исследования германских ученых Л. фон Штайна, Р. фон Моля и др. Понятие "социальное государство" введено в научный оборот Л. фон Штайном в 1850 г. В определении содержался ряд принципиальных признаков, расширявших понимание обязанностей государства перед гражданами.
Отмечалось, что государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти,... обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".Р. фон Моль в концепции "полицейского" и "правового" государства обосновал значение социальной функции государства, исходя из принципов разумности, соответствия правовым нормам общественного блага. ............