Д.А. Узланер
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875—1961) внес неоценимый вклад в развитие современного религиоведения, особенно в становление таких его дисциплин, как психология религии и сравнительное религиоведение. Однако далеко не все аспекты его творчества получили достойное освещение в исследовательской литературе. Один из таких аспектов — эволюция взглядов Юнга на христианство — рассматривается в данной статье. В ходе исследования мы попытаемся выявить внутреннюю логику этой эволюции, а также попробуем связать ее с некоторыми внешними факторами, оказавшими на нее, с нашей точки зрения, очень сильное воздействие. Одновременно в статье затрагивается еще одна проблема, не удостоившаяся пока должного рассмотрения в отечественной литературе: отношение Юнга к национал-социализму.
В процессе исследования мы продемонстрируем, что обе заявленные темы находятся в гораздо более тесной связи, чем это можно предположить на первый взгляд.
Существует много работ Юнга, посвященных христианству.
Это прежде всего «Символ превращения в мессе» (1941/1954)1, «Попытка психологического истолкования догмата о троице» (1941/1948)2, «AION: исследование феноменологии самости» (1951)3, «Ответ Иову» (1952)4. Все эти работы относятся к творчеству зрелого Юнга. Раннее осмысление христианства психологом представлено в его псевдоавтобиографии5 «Воспоминания, сновидения, размышления» (1962)6, а также в лекции «Мысли об интерпретации христианства в связи с теорией Альберта Ритчля»7, прочитанной Юнгом в январе 1899 г. на заседании студенческого братства «Зофингиа». Сама тема отношения Юнга к христианству уже была неоднократно исследована, в особенности на Западе, где наследие великого психолога изучается крупными учеными на протяжении нескольких поколений в стенах ведущих университетов мира. Однако существующие исследования, как иностранные
8, так и отечественные9, сосредоточивают свой анализ на отношении к христианству зрелого Юнга, эволюция его взглядов на эту традицию почти полностью игнорируется и ограничивается простой констатацией факта. Например, в наиболее серьезном 76 исследовании данной проблемы — в работе М. Стайн10 — самой эволюции посвящен лишь небольшой раздел, описание же решающего перелома, коренным образом изменившего отношение Юнга к христианству, занимает лишь несколько страниц11. Однако как сам факт эволюции, так и ее достаточно радикальный характер бесспорны, поэтому вполне логичным представляется уделить этой эволюции особое внимание.
Действительно, если взглянуть на даты появления работ Юнга о христианстве, становится очевидным, что между студенческой лекцией 1899 г. и первым всплеском повышенного внимания Юнга к этой традиции прошло целых сорок лет (даже учитывая его неизданные семинары о духовных упражнениях Игнатия Лойолы 1939—1940 гг.). В вышеобозначенный отрезок времени христианство лишь иногда становилось предметом анализа психолога
12, оставаясь, по сути, одной из периферийных тем, едва затрагиваемых Юнгом в процессе своих размышлений. Более того, в этот промежуток времени его взгляды на интересующую нас религию (преимущественно критические)13 находятся почти в прямом противоречии с тем отношением, которое появилось в его сочинениях с начала 40-х гг. XX в., — оно проникнуто уважением, почтением и заботой о христианской традиции.
Такой резкий скачок в интересе и симпатии к христианству становится еще более удивительным, если мы примем во внимание тот факт, что религия и мифология стали предметом профессионального интереса для Юнга еще в 1909 г., когда он начал собирать материал для своих исследований в данных областях. Такие работы, как «Либидо, его метаморфозы и символы» (1911— 1912)14, «Психологические типы» (1921)15, «Комментарий к "Тайне золотого цветка"» (1929)16, не говоря уже о постоянном использовании примеров из истории религии и мифологии, свидетельствуют о поглощенности Юнга этими темами. ............