Часть полного текста документа:Исследование эволюции сознания имеет специальный характер, и мы рассматриваем вопрос лишь втой мере, в какой это необходимо для понимания динамики образов науки, что является основным предметом наших исследований. 1.1. С биологической точки зрения вид Homo Sapiens существенно не изменился с техпор, как стал использовать орудия труда. Но в его сознании произошли радикальные перемены. Сменилось несколько типов мировосприятия, каждый изкоторых имел свои границы прогрессивного развития и далее становился неэффективным. Определение границ позволит различать морально устаревшие иперспективные подходы. Самое сложное - выявить их не для событий, канувших в Лету, а для современности. Это крайне актуально в конце ХХ века. Мы переживаемсмену типов сознания, поэтому рефлексивная работа, направленная на ее осмысление, очень важна. 1.2. Традиционно выделяется три типа сознания - мифологический /архаический/,религиозный до индустриального общества и урбанистический или рациональный индустриального общества. Эволюция сознания изучена недостаточно хорошо, но этитипы определяются однозначно /17, 57, 68, 83/. Много модификаций принципиальной типологии. Например, Р. Кэртис выделяет пять типовсознания: сознание 1 - низший тип. Сформировался вместе с возникновением речи. Основан на мифах и предрассудках; сознание 2 - сформировалось с возникновениемписьменности. Основано на логико-философском восприятии мира; сознание 3 - сформировалось вместе с возникновением печати. Соответствует сменехолистического логико-философского восприятия научно-технократическим подходом; сознание 4 - сформировалось как следствие развития электроники иинформационного взрыва современности; сознание 5 - высший тип. Основано на использовании компьютеров. Для него характерно неизмеримое расширениевозможностей общества. Его становление решит социальные проблемы современности /70, с. 76 - 77/. Останавливаться на подробном описании каждого типа нет необходимости. Этому посвящена обширнаялитература. Укажем лишь некоторые работы по мифологическому /16, 23, 50, 80, 152, 172/ и религиозному /9, 10, 36, 37, 134/ типам сознания. 1.3. Сознание строго исторично. Смена типов обусловлена изменениями в общественнойжизни. Это глобальные революции мировосприятия. В них проявляется большая инерционность, что видно и в инерции волн развития /по Тоффлеру/ /196, 197/. Кмоменту появления нового образа в относительно законченной форме и завоевания им доминирующего места появляется новая волна. Такая ситуация имела место состановлением индустриального /урбанистического/ типа сознания. Его начало - в эпохе Возрождения, победа - в ХХ веке. Несколько десятилетий спустя послепобеды начала развиваться альтернативная волна - вероятностная. 2.1. Описывая развитие сознания, как правило, не ставят вопрос о его дальнейшемпринципиальном изменении. Не говорится, что достигнута абсолютная вершина, но и конкретного анализа дальнейших изменений нет. Возникает мысль, что с последнимпо времени типом сознания ситуация благополучная и он вполне удовлетворяет современным запросам. Отсутствие нацеленности на определение перспектив -серьезный недостаток. Нет оснований считать, что сознание прошло все стадии развития. Происходит новыйкачественный скачок, связанный с вероятностным типом сознания. Это закономерный шаг эволюции, адекватная реакция на изменения, происходящие в ХХ веке.Переломные моменты несут новое восприятие действительности. ............ |