Часть полного текста документа:Этнопедагогические условия использования игр и состязаний традиционного физического воспитания коренных малочисленных народов севера (на примере хантов) Декан факультета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент В.П. Красильников Российский государственный профессионально-педагогическогий университет, Екатеринбург Народные игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании коренных малочисленных народов Севера. Об этом писали известные исследователи духовной и материальной культуры этих этносов: Ю.А. Абсалямов, А.Г. Базанов, В.Г. Богораз, Г.А. Василевич, В.Ф. Зуев, В.В. Леонтьев, Г.М. Меновщиков, Л.И. Певгова, А. Рейнсон-Правдин, Г. А. Старцев, Г.Ш. Шренк [1 - 4, 7, 16, 17, 22, 23, 26] и др. Необходимо отметить, что игры разных народов Севера внешне похожи в некоторых компонентах содержания, правилах игры, но в то же время имеют свои особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной физической культурой. Статья подготовлена на основе материалов, полученных в результате экспедиций (проводимых с 1990 по 1993 г.) в места компактного проживания одного из древних народов Сибири - хантов (в Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа), а также изучения литературных и архивных материалов. Легенды и былины, героические песни, сказки донесли до нашего времени сведения о том, что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний "Яхта-хар", на которых собирались помериться силой прославленные хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и "иноземные" силачи - представители других народов. Богатыри состязались в беге, стрельбе из лука, переламывании руками костей различных животных [19]. Так, в работе С.К. Патканова "Остяцкая былина про богатырей города Эмдера" [20] говорится о самобытном состязании хантов, в котором богатыри соревновались в разламывании руками высушенной бедренной кости коня. Свидетельством того, что в играх и состязаниях хантов принимали участие не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола, является эпизод сказки "Мойтнынг" [25]. Героиня этой сказки, участвуя в состязаниях по перетягиванию оленьего рога, веревочки, палочки, побеждает злого хозяина с помощью силы, ловкости и высоких нравственных качеств. Некоторые данные о народных играх и состязаниях встречаются в сборнике "Мифы, предания, сказки хантов и манси"[18]. Например, в мифологической сказке "Мужчина Мось, рожденный из колена женщины" описываются некоторые элементы хантыйской борьбы. В предании "Леший" рассказывается о ритуальном обряде перед состязанием, некоторых основных приемах, с помощью которых можно уложить противника на лопатки. В героическом сказании "Камень семпыр" достаточно хорошо показана древняя игра в каменный мяч - семпыр. Смысл этой игры в том, чтобы поймать брошенный мяч на лету руками и перебросить его кому-либо из игроков другой команды. О подобной игре в мяч рассказывается в героической песне "Подобно Осиновому Листу Верткий муж". Выстроившись в два ряда напротив друг друга, игроки ловят и метают каменные мячи носком или пяткой. Игра проходит на площадке, покрытой серебром или медью. Некоторая информация о содержании, правилах игр и состязаний хантов содержится в работах известных исследователей Севера: Б. ............ |