Радомский Я. Л.
Проблема этнического состава Причерноморской Руси неразрывно связана с проблемой е территории и хронологических рамок е существования. Фундаментальной основой изучения проблемы Причерноморской Руси является доказанная О.Н. Трубачвым возможность выведения этнического названия рус/рос от племенного имени “роксаланы” при условии, что последнее — не иранское, а индо-арийское. Другим крайне важным основанием Причерноморской Руси является славянское языковое посредство, необходимое для сохранения в Северном Причерноморье выявленных О.Н. Трубачвым в топонимике Северного Причерноморья и Подонья славяно-индоарийских изоглосс. (40, С. 13-29; 37, С.3-21).
Предшественниками Причерноморской Руси были роксаланы — представители разноэтничного союза племн, сложившегося в Северном Причерноморье приблизительно во II в. до н.э. Этот союз включал в себя различные сарматские племена. Сам этноним “роксаланы” О.Н. Трубачв выводит из индоарийских языков(39, С. 36-37), что может свидетельствовать о тесном контакте роксалан с синдо-меотскими племенами северо-восточного Причерноморья и Прикубанья. Не исключено, что роксаланы пользовались языком синдо-меотов.
Первое свидетельство о проникновении роксалан на территорию Крымского полуострова относится к последнему десятилетию II в. до н.э. (43, С. 224; 17, С. 210; 31, С. 97-119) Часть роксалан после этого осела на полуострове и была ассимилирована местным позднескифским населением, и следы данного этнонима в более позднее время в Крыму не прослеживаются. Большая часть роксалан уже в I-II в. н.э. откочевала в Подунавье, однако сведения автора IV в. Аммиана Марцеллина (их аутентичность IV веку оспаривается) и Иордана (3, С. 256; 14, C.83-84.) позволяют предположить сохранение какой-то их части в Северном Причерноморье и в более позднее время вплоть до раннего средневековья.
Следующий этап в истории Причерноморской Руси начинается с III в. н.э., когда в Северном Причерноморье появляется разноэтничный союз варварских племн, возглавляемый германским племенем готов, представленный черняховской археологической культурой. В этот союз были включены и сарматские племена Северного Причерноморья. Одним из племн этого союза являлись, по свидетельству Иордана, некие “роги”(14, С. 83), в которых можно предположить часть германского племени ругов, которым готы нанесли поражение ещ в эпоху своего пребывания в Южной Прибалтике и увлекли за собой в Северное Причерноморье.
Не исключено, что с носителями этнонима “рус” связаны и наиболее активные участники так называемых “готских” походов второй и третьей четверти III в. н.э. — бораны. Однако в силу крайней скудости сведений о боранах и неясности их этнического облика это предположение на современном этапе развития исторической науки убедительно доказать невозможно. С боранами, возможно, связана “варяжская” топонимика западного побережья Крыма. (8, С. 322-323).
В “вероломном племени росомонов”, которое вступило в конфликт с готами незадолго до гуннского нашествия, больше всего оснований видеть сохранившихся в Северном Причерноморье потомков роксалан, впитавших в себя культурные традиции германских племн (16, С. 25-31). Росомоны, вероятнее всего, вошли в гуннский союз племн и переселились вместе с гуннами в Европу, хотя прямых доказательств этому в письменных источниках мы не находим. В дальнейшем потомки роксалан и ругов оказывались то на стороне противников, то на стороне союзников гуннов. ............