Часть полного текста документа:Этико-политические идеи Эразма Роттердамского Содержание. 1. Введение. Библиография и постановка задачи реферата...............c.3 2. Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов...................c.4 a. Сатирический критицизм, пацифизм, антиформализм и анти- схоластицизм Эразма..................................c. 4 b. Теологические идеи Эразма Роттердамского.....c.9 c. Политическая концепция Эразма...................c. 11 3. Этико-политические идеи Эразма Роттердамского......................c.7 4. Выводы............................................................................c.12 5. Список литературы..............................................................c.13 1. Введение. Библиография и постановка задачи реферата. Тема данного реферата - "Этико-политические идеи Эразма Роттердамского" - пожалуй, является ключевой в понимании северного гуманизма. Исходя из изученной нами литературы, можно заключить, что личность Эразма Роттердамского привлекала и будет привлекать внимание исследователей, хотя бы потому, что из идей Эразма во многом выросло реформационное движение (о влиянии Эразма на Лютера будет упомянуто в тексте реферата). Очевидно, что без знакомства с текстами самого философа, написание данной работы не имело бы смысла. Однако, мы не позволили себе выносить собственные суждения о прочитанных нами произведениях1, предоставив это право профессиональным исследователям. Особое внимание хотелось бы обратить на монографию известного советского историка М.М. Смирина "Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии"2. Основное внимание в данной работе уделено анализу проблемы свободы воли, излагаемой в произведениях Эразма Роттердамского. Кроме того, именно из этой монографии можно почерпнуть немало сведений о том, как на протяжении веков менялось отношение исследователей к личности и деятельности Эразма Роттердамского. Кроме того, в подготовке реферата были использованы вступительные статьи, предварявшие публикации произведений мыслителя, как то статья В.В. Соколова "Философское дело Эразма из Роттердама"3 и работа Б. Пурищева "Немецкий и нидерландский гуманизм"4 . Основной задачей нашего реферата, таким образом, становится описание основных этико-политических идей Эразма Роттердамского с точки зрения исследователей российской (советской) исторической школы второй половины XX века. 2. Эразм Роттердамский и его место среди гуманистов. Как известно, возникший в XIV веке в Италии, гуманизм к концу XV века утверждается и в других европейских странах, в том числе в Германии и Нидерландах. Подобно итальянским предшественникам, немецкие и нидерландские гуманисты обращали своё внимание на культурные завоевания античного мира, а также выступали против средневековой схоластики. Однако, в отличие от итальянцев, северные гуманисты уже опирались на достижения ренессансной Италии. Это вовсе не было простое копирование итальянского гуманизма. Для севера было характерно более критическое отношение к католической церкви, отрицательно относящейся ко всем нововведениям; немецкие и нидерландские гуманисты обвиняли церковь в том, что в свое мирской практике последняя отошла от первоначального христианства, сделав человека рабом церковного догматизма.5 Наиболее общим для разных течений в северном гуманизме было то, что их идеал постижения истины и обновления жизни побуждал их стремиться к согласованию обретенной ими светской античной образованности с особым универсально-теистическим пониманием христианской веры.6 В числе северных гуманистов фигура Эразма Роттердамского (1469 - 1536) сегодня считается одной из наиболее интересных. ............ |