Эстония под властью Швеции
После Ливонской войны под властью шведов оказались Харьюский, Вируйский, Ярваский и Ляэнеский мааконды, а также город Таллинн, образовавшие Эстляндскую губернию. За этими землями были сохранены все привелегии дворянства и городов, поскольку эстонское дворянство и город Таллинн добровольно перешли под власть шведской короны. Также было сформировано Лифляндская губерния, в которое входили Южная Эстония и часть Северной Латвии, с центром в Риге.
Высшим правительственным чиновником как в Эстляндской, так и в Лифляндской губернии являлся назначавшийся королем генерал-гу-бернатор, который в первую очередь командовал здешними войсками, назначал на посты государственных чиновников и следил за их работой и др. Швеции нужно было привлечь на свою сторону привлечь местное дворянство и заселить Эстонию верными короне людьми, для этого чиновникам за службу платали землёй. Ландтаг превратился в орган самоуправления дворянства, единственной реальной повиностью дворян являлась рейнтарская повинность: обязанность выставлять в войско по одному вооруженному всаднику с каждых 15 гаков или 20-30 хуторов.
Столетие под властью шведской короны превратило Эстонию в культурном отношении в составную часть Северной Европы, заложило победное шествие лютеранства, до этого вследствие Ливонской войны церковь была в плачевном состоянии: церковные здания были разрушены и разграблены, большая часть приходов осталась без пасторов. Но дело не ограничивалось только материальным ущербом: крестьяне стали возвращаться к древним верованиям и обычаям. Оставляли желать лучшего и сами пасторы. Входе проведённой в Ляэнемаа церковной визитизации выяснилось, что в Кирба прихожанам при причастии вместо вина давали пиво.
Шведское владычиство способствовало развитию народного образования. Для укрепления лютеранства власти считали необходимым распространение грамотности. Поначалу рассчитывали, что с обучением сельчан чтению справятся кистеры (помошники пасторов), однако кистеров оказалось мало, а уровень их образованности оставлял желать лучшего. Главная задача заключалась в подготовке школьных учителей. Этим сложным делом занялся Бентг Готфрид Форселнус, он обладал как эстонским, так и немецким языком, проучившись в университете в Германии, юноша сам начал бесплатно обучать крестьян. В 1684 году близ Тарту в имении Пийскопи была основана учительская семинария. Единственным преподователем в этом учебном заведении являлся сам Форселиус. Основное внимание уделялось обучения беглому чтению и изучению Закона Божьего. Дворяне, которым не нравилось стремление крестьян к образованию, распускали слухи о вреде школ. Говорили, что воспитаников после окончания школы отправят в шведскую армию, или же учителя потребуют с них большую плату.
Дворянам не особо нравилось то, что люди будут образованы, они могли начать пытаться что-то предпринять для улучшения своего благосостояния и это могло у них получиться, а помещикам, противившимся образования не хотелось перемен, они хотели чтоб всё оставалось как есть, так им было удобней.
В 1688 году Форселиус утонул в Балтийском море во время крушения и семинария прекратила своё существование. И всё же перспективы народного образования внушали оптимизм: за четыре года семинарию закончило около 160 эстонских юношей. ............