Глава 1. Естественная монополия
1.1 Монополизм в переходной экономике
Естественная монополия – экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом не возможна или не желательна. В основе естественной монополии – особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно постулатом неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех отраслях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка меду двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным.
Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР
Возможности опережающего развития российской экономики. На наш взгляд, только опережающее, до крупномасштабной структурной перестройки мировой экономики, освоение России нанотехнологий и других производств ядра нового технологического уклада позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе.
Значительные потери нашей страной научно-технического потенциала на фоне его быстрого наращивания лидерами мировой научной сферы (США и ЕС) порождают сомнения в возможности сконцентрировать усилия и вырваться вперед на каком-то «прорывном» направлении. Исходя из этого, некоторые ученые предлагают использовать стратегию опережающей коммерциализации фундаментальных открытий. Среди предпосылок, имеющейся в России для ее реализации, следует отметить: наличие научных кадров, способных перейти в коммерческий сектор для эксплуатации фундаментальных открытий, устойчивых коллективов, имеющих систематический опыт разработки инженерно-сложных изделий и доведения их до необходимого уровня качества; участие Российских ученных в международном научно-техническом сотрудничестве, повышающие доступность для них результатов передовых исследований; появление компаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в диверсификации своей деятельности и завоевание монополии на глобальных рынках новых товаров и услуг.
Существенно повлиять на реализацию имеющихся предпосылок способна активная научно-техническая и структурная политика государства. Она может поддержать собственную фундаментальную науку, пусть даже по более узкому фронту исследованию, чем располагающие большими ресурсами страны -лидеры. Базовая наука необходима для восприятия чужих открытий, накапливания собственных заделов в соответствующих областях знаний, создание кадрового потенциала для прикладных НИОКР.[1]
Привлекательным качеством стратегии опережающий коммерциализации научных открытий является гибкое отношение к иностранным конкурентам. Собственные результаты в сфере НИОКР открывают перспективу реальной технологической коопераций с зарубежными компаниями, в плоть до совместной коммерциализации принадлежащих разным сторонам, но взаимодополняющих открытий.٭
Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены
Наличие монопольных структур – показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны).
Уровень развития рыночной конкуренции находится в обратной зависимости от степени монополизации рынка. ............