СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Истоки человеческой морали и этики
2. Важнейшие запреты у биовидов
3. Естественнонаучное обоснование нравственности
Заключение
Биобиблиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Связи между естествознанием и нравственностью, многочисленны и двусторонни. Естествознание, как и вся наука в целом, оказывает сильное влияние на общественную мораль, испытывая на себе ее обратное воздействие. Общество не может не ограничивать научный поиск, если сам поиск или его результаты могут входить в противоречие с актуальными нормами нравственности или представлениями о гуманности. Такой вопрос как можно ли запрещать истину во имя спасения морали, не имеет ответа. Те, кто находят у истины приоритет перед моралью, основывают это на том соображении, что мораль относительна и изменчива, а истина абсолютна и вечна. Их оппоненты считают, что не всякие истины людям нужны.
Ставятся под сомнение или ограничены некоторые виды этнографических исследований, эксперименты над человеческими зародышами и многое другое. До сих пор бунтуют противники вивисекции – операции на живом животном с целью изучения функций организма, действия на него различных веществ, разработки методов лечения. До сих пор спорят, нравственна ли пересадка органов.
Остается спорной правомерность евгеники – теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи использовались и для оправдания расизма. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека, в том числе и медицинской генетики.
Цель данной работы: показать естественнонаучное обоснование нравственности.
В ходе работы ставились следующие задачи:
1) показать истоки человеческой морали и этики;
2) охарактеризовать важнейшие запреты у биовидов;
3) дать естественнонаучное обоснование нравственности.
Истоки человеческой морали и этики
Рождается ли человек безморальным, и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то рационалистами? Или человек появляется на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?
Биоэтику (или сложные поведенческие программы, присущие животному миру) следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь многие признаки, присущие человеку, генетически обусловлены. И только часть человеческих черт воспитания, образования и других факторов – продукт внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия – это поведение человека. Хронометрия человеческого поведения показывает, в какой значительной степени все оно биологично.
С помощью биоэтики можно ответить на вопрос о происхождении таких важных проявлений человеческого разума, как мораль и этика.
Этологи открыли у животных (и не только у высших) большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.
Что мораль не чужда животным, люди могли знать многие тысячи лет, ведь рядом с ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши этические правила, которые ей исходно чужды, - понятливость и послушность.
Но если бы собаке были присущи только эти качества, мы называли бы ее своим четвероногим рабом. ............