Часть полного текста документа:Эрнест Ренан И. Эйгес Ренан Эрнест (1823-1892) - французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. - также автор "Drames philosophiques" (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах. Первая "философская драма" Р. - "Caliban" (Калибан, 1878) - является продолжением "Бури" Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан - этот первобытный дикарь - с момента восстания произвольно превращается у Р. в олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей - аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему. "L'eau de Jouvence" (Живая вода, 1880) - продолжение "Калибана" - в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета. Действие происходит в XIV веке. Аристократы пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к "Живой воде" Р. говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. "Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится". "В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами. Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом". Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова; это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению. В "Le pretre de Nemi" (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою "веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла". В последней драме Ренана "L'abbesse de Jouarre" (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно - Р. хотел показать "пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил". Собственно художественные достоинства драм Р. невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера. ............ |