М о с к о в с к и й Г о с у д а р с т в е н н ы й У н и в е р с и т е т
им. М. В. Ломоносова
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эрик Берн. Транзактный Анализ (ТА)
«Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения»
Исполнитель: студентка 3 курса, спецотделения
психологического ф-та,
Голованова К.В.
Москва 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Эрик Берн. Возникновение транзактной теории
II. Транзактный анализ: основная идея и содержание
III. Отчет о психологических Центрах по ТА
IV. Система общества как игра
Заключение
I. Эрик Берн. Возникновение транзактной теории.
Эрик Берн был сорокашестилетним врачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу после пятнадцати лет работы в этом русле.
Он отказался от дальнейших усилий в этом направлении, после того как в 1956 году Институт психоанализа Сан-Франциско отказал ему в членстве в качестве психоаналитика. Этот болезненный отказ подтолкнул его к осуществлению давнего желания внести свой вклад в теорию психоанализа. Он считал, что терапевт должен играть более активную роль в процессе терапии, чем это позволялось психоаналитической концепцией.
В течение десяти лет он исследовал проявления интуиции. Берн обнаружил, что может довольно точно угадать профессию пришедшего к нему человека, особенно если он механик или фермер.
Это открытие привело к написанию Берном ряда статей об интуиции, которые, в свою очередь, привели к развитию теории транзактного анализа. Он решил отказаться от той «ерунды», которой его учили, и «начать слушать, что говорят ему пациенты».
Со временем Эрик Берн стал видеть в каждом клиенте образ эго, связанный с детством человека. Берн понял, что образы эго есть у каждого человека, и назвал их состояниями эго. Он увидел, что «детское» состояние отличается от «взрослого», которое является своеобразной «вывеской» и потому наиболее заметно.
Позже Берн стал различать два взрослых состояния человека, одно - рациональное, которое он называл Взрослым, и другое – не обязательно рациональное, которое он называл Родителем, потому что оно, как правило, было скопировано с его родителей.
Берн продолжал наблюдать за пациентами, стремясь забыть, то чему его учили. Так он открыл значимость поглаживаний и структурирования времени. Он увидел транзакции, игры, времяпрепровождения и, наконец, сценарии.
К концу 60-х годов его работа «Игры, в которые играют люди» (1964) была развита почти полностью. В первые годы своей работы Берн считал, что транзактный анализ хорош для формирования «социального контроля», позже он стал считать, что ТА выполняет основную терапевтическую работу.
С 1965 по 1970 год Эрик Берн был увлечен идеей развития сценарного анализа на основе понятия о сценарной матрице и сценарных запретах, и в этот период он написал свою книгу «Люди, которые играют в игры» (1972).
II. ............