Часть полного текста документа:Эммануил Генрихович Казакевич (1913-1962) КАЗАКЕВИЧ, ЭММАНУИЛ ГЕНРИХОВИЧ (1913-1962), русский писатель. Родился 11 (24) февраля 1913 в Кременчуге Полтавской губ. в семье учителя, впоследствии журналиста. В 1930 окончил Харьковский машиностроительный техникум, после чего, откликнувшись на призывы к освоению Дальнего Востока, уехал в Биробиджан, в недавно созданную Еврейскую автономную область, где был начальником строительства, председателем колхоза, директором молодежного театра, сотрудником местной газеты. В 1938 приехал в Москву, с начала 1930-х годов публиковал стихи, песни и поэмы на идише (сб. Ди гройсе велт - Большой мир, 1939; поэма Шолом и Хава, 1941) и переводил на идиш сочинения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и В.В.Маяковского. В июле 1941 ушел добровольцем на фронт, служил в войсковой разведке, удостоен 8 боевых орденов и медалей. После окончания войны некоторое время был комендантом немецкого городка. Первое же произведение Казакевича на русском языке - повесть Звезда (1947; Государственная премия, 1948), основанная на личном фронтовом опыте и рассказавшая о подвиге разведгруппы, гибелью которого в тылу врага были оплачены ценные военные сведения и, в конечном счете, будущая победа, - принесло ему широкое признание (свыше 50 изданий на многих языках мира), выявив специфическую склонность автора к лирико-драматическому, психологически и сюжетно заостренному повествованию, неизменно окрашенному светлой грустью и романтически-рыцарственным представлением об "идеальном", т.е. способном к самопожертвованию герое своего времени. Трагическая коллизия, выводящая человека к пограничной ситуации с вытекающими отсюда проблемами свободы воли, вины и ответственности, с особой силой была высвечена в повести Казакевича Двое в степи (1948), где приговоренный к расстрелу молодой офицер, имея возможность из-за внезапного прорыва немцев "затеряться" в степи, попасть в плен и так или иначе избежать кары, в результате мучительных сомнений решает пробиться из окружения к назначенной ему судьбе. Благожелательно был встречен официальной литературной общественностью роман Казакевича Весна на Одере (1949; Государственная премия, 1950; одноимен. фильм, 1968, реж. Л.Н.Сааков), посвященный последнему периоду Второй мировой войны. Романтически-идиллической тональностью с налетом мелодраматизма отмечена повесть Казакевича Сердце друга (1953), где светлая фронтовая любовь капитана и военной переводчицы находит свое оправдание и продолжение в их дочери, родившейся уже после гибели отца. Более суровым парафразом этой темы звучит рассказ Казакевича При свете дня (1961). Склонность к художественному документализму, особенно отчетливо (и не без ущерба для психологического драматизма) проявившаяся в романе Дом на площади (1956; объединен в дилогию с Весной на Одере автобиографическим героем - майором Лубенцовым, начальником дивизионной разведки в первом романе и комендантом немецкого городка - во втором), где рассказ о буднях советской комендатуры в послевоенной провинциальной Германии, о смятении и неуверенных надеждах простого немца перемежается острыми и гневными главами, повествующими, в русле разоблачительной прозы "оттепели", о массовом психозе подозрительности и взаимодоносительства, получил развитие в "лениниане" Казакевича. ............ |