Часть полного текста документа:Елизаветинская Англия После смерти Генриха VIII в 1547 году Англия переживает период религиозной и политической нестабильности. Эдуард VI (сын Генриха VIII) вовлекает королевство в процесс Реформации, но после его смерти в 1553 году ориентиры англиканской церкви вновь поставлены под вопрос. Мария Тюдор, дочь первой жены Генриха VIII, к которой перешла корона, симпатизирует Римской церкви. Она хочет попытаться разделаться с реформистским христианством, которое позволило ее отцу развестись с ее матерью. Замужество Марии с Филиппом II, королем Испании, крайне непопулярно и обозначает начало преследований протестантов, из-за чего королева получает прозвище Мария Кровавая. Религиозный вопрос. В 1558 году, когда Мария Тюдор умирает, не оставив наследника, корона переходит к Елизавете. Для католиков, которые признают только первый брак, Елизавета, будучи дочерью второй жены Генриха VIII Анны Болейн, незаконнорожденная. Елизавета возвращается к протестантизму в умеренной форме. С 1559 года Елизавета заставляет парламент голосовать за "Акт верховенства", который требует от всех епископов клятву верности королеве - "верховному правителю" церкви. Эта клятва означает разрыв с Римом. Однако епископы, назначенные во времена Марии Тюдор, - католики. Так как они отказываются дать клятву верности, их заключают под стражу. В 1563 году были провозглашены "39 статей", которые представляют подлинную хартию англиканского вероучения: они сохраняют епископальную иерархию и часть католического обряда, полностью отказываются от латинского языка и обета безбрачия клира, и с точки зрения догмы приближаются к кальвинизму. Что касается верности, Елизавета не собирается контролировать верования, но хочет, чтобы ей подчинялись. Англиканский компромисс критикуют как католики, так и строгие в своих убеждениях кальвинисты. Последние, являясь сторонниками реформатора Джона Нокса и шотландского пресвитерианского движения, хотят очистить англиканскую церковь от папизма: репрессия оборачивается против протестантов, сторонников крайних мер. Но королевское преследование в равной степени распространяется и на католиков. В 1570 году папа официально отлучает Елизавету от церкви. Единственной законной правительницей он считает Марию Стюарт. Теперь для Елизаветы всякий католик является потенциальным предателем, и начиная с 1584 года английские священники, верные Риму, рискуют своей жизнью. К 1603 году было казнено 200 католиков, священников и мирян. Ирландские католики и шотландские пресвитерианцы Ведя такую политику, Елизавета окончательно порывает с Римом, что не улучшает ее отношений с католической Ирландией. Когда в 1541 году Генрих VIII пытался провозгласить себя королем Ирландии, остров не был еще завоеван. Во времена Елизаветы отношения обостряются. Ирландия, традиционная союзница Испании, сопротивляется английскому господству, но ее попытки поднять народ на восстание безуспешны. Грубое подавление восстаний между 1594 и 1603 годами обозначает начало безапелляционной и жесткой колонизации в условиях непреодолимой враждебности. Что касается отношений с Шотландией, то они носят эмоциональный характер из-за соперничества между двумя королевами, Елизаветой и Марией Стюарт. Будучи королевой Шотландии с рождения (в 1542 году), Мария воспитывается во Франции и возвращается в свое королевство только в 1560 году после смерти своего мужа - французского короля Франциска II. ............ |